Ту — 134

Летные испытания прототипа («нулевки») закончились 6 ноября 1964-го. 9 сентября 1964-го совершил первый полет «Дублер» харьковского завода (бортовой номер СССР-45076), но со старым горизонтальным оперением и салоном, рассчитанным на 64 пассажира. Вскоре выяснилось, что возросшие массово-геометрические характеристики машины требовали увеличения тяги двигателей. Ведь первоначально Ту-134 (Ту-124А) создавался с несколько меньшими размерностью и массой. Более глубокая проработка проекта по двигателю Д-20П-125 пятой серии позволила ОКБ П. А. Соловьева вскоре создать двигатель Д-30 с взлетной тягой 6800 кг.

Забегая вперед, отметим, что с двигателями Д-20П-125 завод ╧135 выпустил лишь три Ту-134, все последующие машины комплектовались Д-30-ми. Первая из них ╧ 0004 (бортовой СССР — 65602) взлетела 21 июля 1966-го. 25 октября, после установки на «четверку» разработанного на ХАЗе нового горизонтального оперения увеличенной площади начался очередной этап ее летных испытаний.

Не дожидаясь появления доработанной машины, решили завершить заводские испытания «Дублера» с последующей передачей его в ГК НИИ ВВС. В декабре машину передали в Чкаловскую. А 14 января 1966-го, выполняя очередной испытательный полет, Ту-134 (СССР — 45076) потерпел катастрофу, унеся жизни восьми человек во главе с командиром корабля летчиком-испытателем С.В.Евсеевым.

С марта по июль 1967-го проходил второй этап совместных государственных испытаний самолета с участием НИИ ГВФ. В этом же году с апреля по август проводились эксплуатационные испытания Ту-134 первых серий со взлетной массой до 45 000 кг и рассчитанных на 72 пассажира. В сентябре 1967-го первый Ту-134 совершил пассажирский рейс по трассе Москва — Адлер.

Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция Ту-134 и его летные данные прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат летной годности. Польская государственная инспекция выдала 9 ноября 1969-го сертификат ╧ ВВ-051 на соответствие британским нормам летной годности (BCAR). Ту-134 всех модификаций имели сертификаты на соответствие международным нормам (ICAO) по шуму на местности, что позволяло использовать их на международных линиях.

Читайте также  Новый этап сотрудничества аэропорта "Внуково" и авиакомпании "Трансаэро"

 На создание Ту-134 затратили 10 лет и 3 месяца, в том числе 3 года на проектирование и постройку опытного. На доводку и испытания ушло 4 года и 3 месяца. Со временем Ту-134 в Аэрофлоте взял на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне самолеты до последнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте. Топливную эффективность удалось поднять в последних модификациях с 55 до 34- 39 г/кресло км, а количество пассажиров — до 80-90. До начала 1990-х парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС.

 Появление модернизированных двигателей с реверсом тяги и автоматической бортовой системой АБСу-134 позволяло осуществлять посадку по второй категории ICAO. По мнению летного и технического состава, Ту-134 прост в эксплуатации и в полете прощает экипажу многие ошибки. Имевшие место в период эксплуатации отказы различных систем, оборудования и двигателей в сочетании с высокой квалификацией экипажей обычно позволяли благополучно завершать полеты.

 За создание семейства самолетов Ту-134 в 1972-м руководство ОКБ им. А. Н. Туполева, смежных предприятий и ГВФ удостоились Государственной премии.

Прощай, Ту-134 ! Пришол твой черёд растаться с небом!

31 декабря 2011 года Аэрофлот завершил эксплуатацию легендарных самолетов Ту-134. Рейс SU753 из Калининграда в Москву стал заключительным в истории эксплуатации этого лайнера на маршрутах Аэрофлота. Часть из 14 воздушных судов этого типа, находящихся на балансе Аэрофлота, будет предложена для приобретения дочерним авиакомпаниям «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-ПЛЮС». Реактивный самолет Ту-134 совершал перелёты более 40 лет и стал самым широкораспространённым типом самолётов в истории отечественного самолетостроения.

Читайте также  В амстердамском аэропорту обнаружели бомбу

Его создали на замену среднего регионального самолета Ту-124. Первый полет Ту-124А состоялся в 1963 году. В 1965 году лайнеру дали название Ту-134, а спустя год началось серийное производство на авиационном заводе в Харькове. Всего со стапелей сошло 852 самолета в разных модификациях. На 1 января 2006 г. в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ находилось порядка 223 самолетов Ту-134, 162 из них  находились в эксплуатации.

За всю историю в Аэрофлоте эксплуатировалось более 600 бортов Ту-134. Средний объем перевезенных пассажиров на самолете Ту-134 составляет 7 — 9% от общего объема перевезенных пассажиров Аэрофлотом. С 1995 по 2007 годы на самолетах Ту-134 на регулярных и чартерных рейсах перевезено 6,3 млн пассажиров, 4,0 тыс. тонн почты и 18 тыс. тонн грузов. А за весь период эксплуатации этих самолетов было перевезено около 10 млн пассажиров и свыше 30 тыс. тонн грузов.

  Поддержание самолетов Ту-134 в состоянии летной годности и выполнение
различных регламентов ТО осуществлялось АТЦ АТК Аэрофлота.
На протяжении всего срока эксплуатации воздушных судов постоянно выполнялись работы по их модернизации: увеличивался летный ресурс, устанавливалось новое бортовое оборудование и авионика. Большой популярностью пользовался модернизированный самолет в комплектации с VIP-салоном.

  За весь период эксплуатации в авиакомпании общий налет парка ВС типа Ту-134 приблизился к полумиллиону часов и было выполнено 250 000 посадок в различных аэропортах РФ и зарубежья. По показателям коэффициента надежности К1000 самолет зарекомендовал себя надежным и фактически безотказным.

 За все время эксплуатации в Аэрофлоте не было зафиксировано катастрофических случаев с этими самолетами, что свидетельствует о высоком качестве технического обслуживания.  Заменой для Ту-134 станет самолет нового поколения – SSJ-100, разработанный конструкторским бюро «Сухой», а также среднемагистральные самолеты А319, А320, которые уже успешно работают в Аэрофлоте. Самолеты нового поколения более комфортабельные, экономически эффективные, более современные.

Читайте также  Попытка угона самолета авиакомпании Pegasus Airlines

  Машины отвечают всем международным стандартам сегодняшнего дня по эксплуатации и обеспечению комфорта в полете. Оригинальные конструктивные решения позволят авиакомпании предложить пассажирам качественно новый уровень продукта. Простой и удобный доступ к полкам позволит легко размещать чемоданы на колесиках, одобренные стандартами IATA в качестве ручной клади, найдётся место и для верхней одежды. Установленная бортовая система диагностики и ТО, способная обнаруживать отказ, вплоть до конструктивного блока во всех основных самолетных системах, позволит быстро и эффективно устранять неисправности и избегать задержек.

 Большое преимущество дает сочетание весовых характеристик  нового самолёта SSJ и характеристик двигателя SaM146, что должно на 10% снизить расход топлива на пассажирское кресло, сдержать рост тарифов.

Современные технологии проектирования и производства SSJ позволят авиакомпании существенно поднять качество обслуживания пассажиров, повысить уровень безопасности полетов, обеспечить требуемую частоту рейсов и их регулярность.