Шереметьево не успевает за конкурентами

Аэропорт Шереметьево, который по итогам 2012 года рос быстрее всех в московском авиаузле, начал серьезно отставать от конкурентов. В январе его пассажиропоток увеличился на 9%, тогда как Домодедово и Внуково показали рост на уровне 13,3% и 14% соответственно, а российские авиакомпании в целом — почти на 16%. В самом Шереметьево замедление роста объясняют остановкой украинской авиакомпании Aerosvit и переходом Turkish Airlines во Внуково. Участники рынка не менее важным фактором считают решение второго в России авиаперевозчика — «Трансаэро» — расширять сотрудничество с тем же Внуково.

Пассажиропоток второго в России аэропорта — Шереметьево — в январе 2013 года увеличился на 9%, до 1,9 млн человек. Пассажиропоток ближайших конкурентов Шереметьево, Домодедово и Внуково, растет гораздо быстрее — на 13,3% и 14% соответственно. Шереметьево в основном подвели международные рейсы, количество пассажиров на которых выросло всего на 6,4% (до 1,23 млн человек). Внутренние линии показали рост на 13,3%, до 665 тыс. человек. В Домодедово ситуация похожая: на внутренних линиях пассажиропоток вырос на 15,1%, на международных — на 12,3%. Зато Внуково удалось увеличить пассажиропоток на международных линиях на 73,2%. По итогам 2012 года пассажиропоток Шереметьево вырос на 16,1%, Домодедово — на 9,6%, Внуково — на 16%.

Официальный представитель Внуково Елена Крылова сообщила «Ъ», что рост обусловлен в первую очередь приходом в аэропорт новых авиаперевозчиков, а также большой зимней чартерной программой. Часть из прибывших во Внуково пассажиров как раз и потеряло Шереметьево. В аэропорту пояснили, что снижение темпов роста связано с переходом во Внуково Turkish Airlines (авиакомпания выполняла 24 рейса в неделю) и прекращением полетов украинского Aerosvit (компания заявила о банкротстве). Но в Шереметьево надеются, что после того, как Aerosvit заменят «Международные авиалинии Украины», темпы роста восстановятся. Но, уточнили в аэропорту, там в принципе ожидали замедления, прогнозируя на 2013 год рост на уровне 9-11%. Однако перевозки российских авиакомпаний в целом растут быстрее, в январе они увеличились на 15,9%.

Читайте также:  Из-за сообщения о террористе в аэропортах Москвы усилена безопасность

Участники рынка полагают, что проблемы Шереметьево во многом связаны с планами второго в России авиаперевозчика — «Трансаэро» — по расширению сотрудничества с Внуково. В весенне-летнем сезоне 2013 года «Трансаэро» начнет полеты из Внуково в Нью-Йорк и Майами. Кроме того, из Внуково будут выполняться полеты в Лондон, Франкфурт, Венецию, Тель-Авив, Астану, Алма-Ату, Актау, Атырау, Караганду, Кустанай, Чимкент. В результате, по прогнозам гендиректора авиакомпании Ольги Плешаковой, объем перевозок «Трансаэро» через Домодедово и Шереметьево в 2013 году останется на уровне 2012 года — 6,5 млн и 1,8 млн человек соответственно, а прирост во Внуково должен составить 1,2-1,3 млн человек и порядка 500 тыс. человек по региональным программам. По мнению участников рынка, авиакомпания стремится обеспечить себе надежные позиции в альтернативных аэропортах во многом потому, что Шереметьево в октябре 2012 года заключило стратегическое соглашение с «Аэрофлотом».

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев согласен, что сейчас для московского авиаузла принципиальна позиция «Трансаэро». Именно от этого будет зависеть расклад между столичными аэропортами. Но, уточняет эксперт, играет роль и оптимизация внутри группы «Аэрофлот». Например, в летнем расписании дочерняя авиакомпания «Аэрофлота» «Россия» прекратит полеты из Шереметьево, увеличив свое присутствие в других столичных аэропортах. Один из собеседников «Ъ» на рынке добавляет, что «инфраструктура Шереметьево достигла пика возможностей», что также снижает пропускную способность аэропорта. Кроме того, отмечает он, московский авиарынок в целом уже «насыщен» и быстрее развиваются перевозки между регионами.