Самые аварийные самолеты в мире

Первые модели компания Boeing 737 строились еще в 1988 году, сейчас в постоянной эксплуатации находиться более 500 таких лайнеров.В Киргизии в августе прошлого года потерпел крушение Boeing 737 JT8D, который принадлежал Itek Air. Это произошло вскоре после того, как Евросоюз запретил этой авиакомпании летать в Европу из-за самого низкого уровня безопасности. Такие происшествия помогают объяснить, почему данная  модель находится на пике рейтинга самолетов, наиболее часто подверженных катастрофам. Старые самолеты требуют более качественного и регулярного ухода, чем их новые братья. Но  они эксплуатируются бюджетными авиакомпаниями, которым часто не хватает средств для качественного  технического обслуживания и обучения пилотов. Пользуясь данными лондонского страхового консультанта Ascend, издание BusinessWeek составило рейтинг самых опасных самолетов на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом. В рейтинг вошли самолёты, которые эксплуатируются по всему миру в количестве более 100 штук. Авиакатастрофы, связанные с терроризмом, не учитывались.

1. Boeing 737 JT8D
По одной катастрофе на: 507 500 летных часов
Выпускался с 1967 по 1988
В эксплуатации  517 бортов
Первая версия Boeing 737 признана самым аварийным самолетом. Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов. Чем меньше эта цифра, тем выше вероятность аварии. Еще 517 самолетов этой модели и сейчас совершают полеты в бедных странах. Почти 30-летний Boeing 737 JT8D, эксплуатируемый киргизской авиакомпанией Itek Air, разбился недалеко от Бишкека в августе 2008 года. В катастрофе погибли 68 человек.

2. Ил-76
По одной катастрофе на: 549 900 летных часов
Выпускался с 1974 по настоящее время
В эксплуатации 247 лайнеров
Эта модель в основном встречается у авиакомпаний стран бывшего СССР, Ближнего Востока и в странах Африки. Одна из самых крупных авиакатастроф Ил-76 произошла в 2003 году. Разбившийся тогда самолёт иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек.

Читайте также  В Астрахани аварийно приземлился Ан-72

3. Ту-154
По одной катастрофе на 1 041 000 летных часов
Выпускался с 1971 по настоящее время
В эксплуатации 336 машин
Эта модель также находится в основном в парках авиакомпаний стран бывшего СССР и выполняет в основном рейсы на внутренних линиях. В Иране с 2002 года произошло четыре авиакатастрофы с участием Ту-154. Последняя катастрофа произошла 15 июля 2009 года: разбился Ту-154 иранской авиакомпании Caspian Air, следовавший из Тегерана в Ереван. Погибло 168 человек.

4. Airbus A310
По одной катастрофе на 1 067 700 летных часов
Выпускался с  1983 по 1998
Самолетов в эксплуатации: 191
Крупные авиакомпании уже вывели эту модель европейского авиастроителя Airbus из эксплуатации. Однако некоторые перевозчики из беднейших странах, к примеру, Pakistan International Airlines, продолжают ее активно эксплуатировать. Крайняя катастрофа с участием этого авиалайнера произошла 30 июня 2009 года, когда A310, принадлежавший Yemenia Airlines, следовавший из Йемена на Коморские острова, упал в открытое море. Погибло 153 человека, спастись удалось одной 12-летней девочке.

5. McDonnell-Douglas DC-9
По одной катастрофе на 1 068 700 летных часов
Выпускался с 1965 по 1982
В эксплуатации 315 самолётов
Компания McDonnell-Douglas прекратила свое существование после слияния с Boeing в 1997 году, но немолодые уже DC-9 по-прежнему эксплуатируются авиакомпанией Delta Airlines, и ещё множеством других мелких перевозчиков в мире. В апреле 2008 года в республике Конго разбился DC-9 авиакомпании Hewa Bora Airways, погибло 44 человека.

6. Ту-134
По одной катастрофе на 1 087 600 летных часов
Выпускался с 1964 по 1986
В эксплуатации 223 лайнера
Этот самый массовый самолет советской гражданской авиации, до сих пор широко используемый авиакомпаниями России и стран ближнего зарубежья . Поскольку уровень шума двигателей этого лайнера не удовлетворяет западноевропейским стандартам, Ту-134 используется в основном на внутренних рейсах. Одно из самых крупных крушений произошло в августе 2004, когда разбился самолет авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», погибли все 43 человека на борту.

Читайте также  Boeing, в котором сработал аварийный датчик, благополучно приземлился в "Домодедово"

7. Boeing 727
По одной катастрофе на2 306 300 летных часов
Выпускался с 1963 по1984
В эксплуатации 412 бортов
Большинство крупных авиа перевозчиков уже давно заменили старые Boeing 727 на более современные самолеты. Авиакомпания United Airlines, например, отдала один такой лайнер в Чикагский музей науки и промышленности еще в 1993 году. Однако за пределами США этот самолет по-прежнему широко эксплуатируется, особенно чартерными авиакомпаниями. Одна из авиакатастроф с этим самолетом произошла в африканском Бенине на Рождество 2003 года. Тогда погиб 151 человек.

8. McDonnell-Douglas MD-80

По одной катастрофе на 2 332 300 летных часов
Выпускался с 1980 по 1999
В эксплуатации 923 авиалайнера
Эта модель, созданная на замену DC-9, снята с производства не так давно и по-прежнему используется американской авиакомпанией Delta, а также крупными европейскими перевозчиками, в частности Alitalia и SAS. В августе 2008 года самолет этой модели, принадлежащей испанской авиакомпанией Spanai, разбился на рейсе из Мадрида на Канарские острова, погибли 153 человека.

9. McDonnell-Douglas DC-10
По одной катастрофе на 2 908 800 летных часов
Выпускался с 1971 по 1989
В эксплуатации 153 самолёта
DC-10 относится к редкому типу самолетов, чья безопасность с возрастом лишь улучшилась. Смертельные авиакатастрофы с этим лайнером в 70-х годах привели к разработке существенных изменений и улучшений в конструкции самолета. В итоге последний инцидент с погибшими произошел в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. В настоящее время самолет в основном используют грузовые и чартерные перевозчики. Последней авиакомпанией, использующей DC-10 на регулярных рейсах, является Biman Bangladesh.

10. McDonnell-Douglas MD-11
По одной катастрофе на 3 668 800 летных часов
Выпускался с 1990 по 2001
В эксплуатации 187 машин
MD-11 оказался не слишком удачной моделью, потому что  имел невысокие показатели по эффективности расхода топлива и другим параметрам. Но авиакомпании Finnair и KLM продолжают эксплуатировать  эти лайнеры, но в основном для грузовых перевозок. В последний раз самолет данной модели разбился в 1999 году. Тогда MD-11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге во время тайфуна, погибли три человека.

Читайте также  Лайнер авиакомпании Дельта потерял часть крыла во время полета

Хочется  отметить, что составленный агентством BusinessWeek рейтинг немного отличается от статистики, которую составило бюро по несчастным случаям на авиатранспорте JACDEC, хотя и по версии бюро самыми аварийными за всю историю гражданской авиации являются лайнеры компании Воеing.