Прошло 36 лет со дня авиакатастрофы

Самолет ил-14 с бортовым номером СССР 61752 выполнял длительный полет по ледовой разведке, сообщает РИА SakhalinMedia, после чего вылетел из Петропавловска-Камчатского в Южно-Сахалинск. В составе экипажа был проверяющий из Хабаровского авиационного управления пилот-инспектор Станислав Шевченко, командиром летел Валентин Довиденко. На борту, помимо них и второго пилота Юрия Алексеева, бортмеханика Виталия Потапова, бортрадиста Эдуарда Шелковского, находились два специалиста-гидролога, которые выполняли задание Сахалингидромета, собственный корреспондент Центрального телевидения СССР на Сахалине Юрий Кудрин, два сотрудника лаборатории биологии Сахалинского комплексного научно-исследовательского института Академии наук СССР зоологи Воронов Виктор Григорьевич и Басарукин Анатолий Михайлович.

Завершив облет, самолет к концу дня возвращался в аэропорт Южно-Сахалинска вдоль западного подножия Сусунайского хребта, где отдельные вершины достигают высоты 1000м. Сахалинские пилоты прекрасно знали природные особенности этого маршрута. Но, как потом выяснилось, за штурвалом самолета находился не командир экипажа, а проверяющий из Хабаровска, которому командир доверил штурвал самолета в этот момент. При ударе корпус самолета разломился примерно посередине. Вся передняя половина полностью разрушилась, а хвостовая часть с туалетом и остатками пассажирского салона осталась практически невредимой. История авиации говорит, что у любого, попавшего в авиакатастрофу в горах, да к тому же зимой, шансов выжить, почти нет.Организовывать поисковые и спасательные работы на месте падения поручили УВД области, — рассказывает один из участников тех событий, — там мы были уже через два часа после известия о крушении. На улице заметало, и мы рассчитывали без промедления выехать в район, где мог упасть самолет. А в итоге трое суток просидели в коридорах УВД. Пришлось позвонить нашему коллеге по отряду, моему однокласснику по 10-й школе Володе Цветкову. Володя служил в КГБ – достаточно солидной организации, чтобы к ней прислушалось милицейское начальство. Одноклассник ситуацию понял и оценил быстро. В скором времени к зданию УВД подъехал вездеход».

Читайте также  Самолет, вылетевший с Камчатки в Москву, развернули обратно

Только утром 22 декабря УВД возвестило о начале поисковых и спасательных работ. В 11 утра колонна из крытых тентом грузовиков, заполненных 2 тысячами мальчишек и девчонок из техникумов и училищ, наконец-то выдвинулась. Во главе – служебная машина начальника УВД Разина. Возник конфликт, поскольку профессиональным спасателям места не нашлось. Ситуацию разрулил один из областных руководителей.В итоге в грузовик посадили спасотряд. Уже там, на месте, руководство УВД дало команду распределить студентов на группы каждому из спасателей. Людям, побывавшим не в одной экстремальной ситуации, было понятно, что неопытные в таких делах подростки будут только обузой, нужно будет следить, чтобы с ними ничего не случилось. Валерий Поляков выделил из своего отряда людей и отправил с ними молодежь. Таким образом, у группы в составе Полякова, Цветкова, Шинкарева, Брагина и Сергеева оказывались развязанными руки. Где надо искать место катастрофы, они уже примерно представляли.

Как рассказал корреспонденту РИА SakhalinMedia координировавший действия групп и принимавший непосредственное участие в этой операции Владимир Цветков, несмотря на сильнейший циклон, охвативший юг Сахалина поисковая работа началась на огромной территории. Были задействованы военнослужащие, охотники, туристы, местные жители городов, сел и поселков. Использовалась авиация.

21 декабря была предпринята неудачная попытка (из-за метели) обследовать сопку Майорскую в районе карьера «Листвиничный» группой областного поисково-спасательного отряда клуба туристов. На следующий день было укомплектовано 10 поисковых групп, которые на высокопроходимой технике забрасывались на предельно возможную высоту этой сопки, откуда по отрогам должны были спускаться, внимательно обследуя местность.

В группу Владимира Константиновича входили известные на Сахалине и за его пределами туристы и спортсмены-ориентировщики: Брагин, Сергеев, Шинкарев и Поляков. Группа двигалась по самому водоразделу сопки Майорской. Ураганный ветер, снежные заряды не давали возможности остановиться и перевести дыхание.Примерно через 2 часа после начала поисковой операции Валерий Поляков увидел за снежным барханом предмет правильных геометрических очертаний. Приблизившись, поняли, что это хвост самолета. ИЛ-14 был сильно разрушен. Крылья отвалились, а два двигателя находились в 50-70 метрах друг от друга. Сделав первые фотоснимки на месте крушения, спасатели услышали слабый стон человека. В багажном помещении хвостовой части фюзеляжа обнаружили обмороженных Воронина и Басарукина. Остальные находились вне самолета и их тела были уже занесены снегом. Шестеро из погибших умерли от переохлаждения. Полученные ими, сравнительно незначительные, травмы не позволили им двигаться…