Причиной катастрофы Ту-204 в аэропорту Внуково мог стать отказ реверса

Причиной катастрофы Ту-204 во «Внуково», скорее всего, стал отказ реверса: пилоты рассчитывали на то, что система поможет затормозить, когда самолет опустился на ВПП

Катастрофа самолета Ту-204 авиакомпании Red Wings в столичном аэропорту «Внуково» в конце прошлого года произошла, скорее всего, из-за технической неисправности воздушного судна. «Наиболее вероятной причиной катастрофы пассажирского Ту-204 компании Red Wings Airlines, разбившегося 29 декабря прошлого года при посадке в московском аэропорту «Внуково», стал отказ реверса, помогающего экипажу остановить машину на скользкой полосе», — пишет в среду «Коммерсант» со ссылкой на источники в технической комиссии по расследованию аварии.

По данным собеседников газеты, экипаж посадил воздушное судно в штатном режиме, хотя и несколько небрежно — машина приземлилась с завышенной скоростью 250 км/ч при норме 225-245 км/ч и с перелетом в несколько сотен метров. По словам специалистов, эти обстоятельства не были критичными, поскольку и остатка полосы пустому Ту-204 при умеренном попутном ветре было достаточно, чтобы спокойно погасить скорость. Как уточнили источники издания, учитывая сокращенную тормозную дистанцию, а также низкую эффективность «колесного» торможения лайнера, экипаж сделал ставку на применение реверса, который должен был помочь затормозить катящуюся по полосе машину. Однако реверс на обоих двигателях Ту-204 не сработал, а все попытки пилотов затормозить машину традиционным, «автомобильным» способом, оказались безрезультатными.

Газета подчеркивает, что стратегическое направление расследования уже определено и даже оглашено в так называемой директиве летной годности для самолетов Ту-204 и Ту-214 с двигателями ПС-90А, разосланной во все российские авиакомпании гендиректором авиарегистра МАК Александром Донченко. В этом документе, основанном, как утверждает его автор, на «техническом решении ОАО «Туполев» N15519-41.03 от 30 декабря 2012 года», сообщается о двух авариях, происшедших с самолетами Ту-204 100В авиакомпании Red Wings в минувшем декабре.

Читайте также  Самолет с туристами вернулся в Домодедово из-за неполадок

Помимо катастрофы во «Внуково», в документе упоминается инцидент, происшедший 21 декабря в новосибирском аэропорту Толмачево. Тогда борт NRA 64049 Red Wings выкатился за пределы полосы на 300 м и остановился в поле лишь после того, как у него стерлись и соскочили все колесные покрышки. 60 пассажиров и экипаж этого рейса чудом не пострадали, добавляет газета.

Между тем, отмечает «Коммерсант», в документе не сообщается о причинах обоих инцидентов. Тем не менее, из указанных Донченко «обязательных для всех авиакомпаний корректирующих действий» они становятся понятны, подчеркивает издание. «Авиарегистр приказывает всем эксплуатантам Ту-204 и Ту-214 уже на «ближайшем оперативном обслуживании в базовом аэропорту» смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, а в дальнейшем проводить эту процедуру через 150 летных часов при отрицательных температурах и через 600 летных часов — при положительных», — поясняет газета. Экипажам, в свою очередь, предписано строго соблюдать рекомендации производителя Ту-204 и Ту-214 «при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях». «Чтобы появился полноценный реверс, самолет должен опуститься колесами на бетонку. (…) Пока колеса не коснутся земли, включить реверс на Ту-204 невозможно. То же самое происходит и в случае заклинивания стержня-штока: система «не видит» приземления», — говорится в публикации.

Как предположили участники расследования, штоки на бортах Red Wings могло привести к неисправности использование противообледенительной жидкости, которая, скорее всего, вызвала коррозию или заледенение механизмов. Из этих соображений и было решено принять превентивные меры по смазке всех штоков на российских «тушках», уточняет газета.

Кроме того, по мнению участников расследования, трагедии во «Внуково» способствовали и ошибки командира Геннадия Шмелева. Как предположили собеседники «Коммерсанта», Шмелев и его напарник вовремя не распознали возникшую техническую неисправность. Вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на колесных тормозах и рулении по полосе, они более полуминуты тянули рычаги управления реверсами вверх, надеясь включить неисправные реверсы, пояснили участники расследования.

Читайте также  =✈Международный аэропорт Харьков=✈

Самолет Ту-204 разбился во «Внуково» 29 декабря. Жертвами крушения стали пять человек: трое погибли на месте, один пострадавший умер во время транспортировки в больницу, еще одна