Как провожают самолеты… из аэропорта «Норильск»

Как часто мы вздыхаем обреченно, когда узнаем из новостных блоков СМИ об очередной авиакатастрофе, которые случаются, как правило, в сезон летних отпусков. Вот уж искренне позавидуешь тем, у кого есть выбор отдать предпочтение наземному виду транспорта.Но в Норильске не так. В виду отсутствия автомобильных и железнодорожных линий, связывающих Норильск с остальным миром, каждый раз неоднократно помолившись в душе ты вынужден поручить свою жизнь незатейливому авиасервису.

Поэтому, непременно задаешься вопросом: а почему самолеты падают, почему так часто случаются авиакатастрофы? Это потом, когда происходит трагедия, власть, объявив траур по безвинно убиенным, манипулирует ссылками на некий «черный ящик» и пока дождешься выяснения истинных причин аварии, уже и души отпеты и трагедия забыта.

А между тем, причины возникновения авиакатастроф заключаются в том, что государство отказалось от ответственности за безопасность авиапассажиров, передав эту ответственность каким–то частным фирмам, например, как у нас в Норильске — ОАО «ГМК «Норильский никель», у которой даже юридический адрес указан, как: Российская Федерация, Красноярский край, г. Дудинка. Ни тебе улицы, ни дома. Ходи потом по кривым улочкам Дудинки и выискивай эту компанию, которая там сроду не была. 

Видимо, осознав, что с мечтой о мировом лидерстве придется расстаться, руководство ОАО «ГМК «Норильский никель» решило заняться тем, что у них лучше получается, чем рациональное извлечение медных, никелевых и прочих платиновых металлов из богатой норильской руды.

А получается у них неплохо вмешиваться в хозяйственную деятельность муниципального образования город Норильск. Пожалуй, нет такой отрасли (законной и пока не узаконенной) в муниципалитете, в деятельности которой не запустила бы свои вездесущие щупальца данная градообразующая компания. Энергетика, тепловодоснабжение, АЗС, морские и речные порты, строительство и даже розничная торговля – это неполный перечень тех отраслей, которых «Норильский никель» навьючил на себя, как основной монополист на территории.

Читайте также:  "Sukhoi Superjet приземлился в Шереметьево"

Естественно, что такая важная отрасль, как авиаперевозки, также не могло обойтись без вмешательства компании. Так, с 2010 года объект федерального значения – аэропорт «Норильск» стал собственностью ОАО «ГМК «Норильский никель», единственным учредителем которого и является вышеуказанное частное предприятие.

За время эксплуатации аэропорта и хозяйственной деятельности на нем собственника, взлетно-посадочная полоса данного аэропорта стала приобретать необратимый процесс разрушения, которая и ранее находилась в аварийном состоянии, что подтверждается заключениями государственных инспекций.

Хозяйственная деятельность собственника рассчитана на получение огромных прибылей при том, что безопасность граждан проживающих на территории Норильского  промышленного района и вынужденными пользоваться услугами  ООО «Аэропорт Норильск» собственника не волнуют.

Это очень наглядно демонстрируется ситуацией с указанной выше взлетно-посадочной полосой. Данная полоса строилась изначально для обслуживания военных воздушных судов, вследствие чего имеет не сплошную горизонтальную плоскость. Соответственно, большегрузные и пассажирские суда гражданской авиации производят взлет и посадку с перелетом в 400 метров, что заставляет их включать реверсивную тягу для возможности торможения, что в свою очередь небезопасно для совершения полетов и является дополнительным фактором риска использования взлетно-посадочной полосы аэропорта «Норильск».

Факты шелушения верхнего слоя покрытия подтверждают о возможности попадания осколков бетона в турбины воздушных судов, что неизбежно повлечет за собой аварийную ситуацию.

Кроме того сколы, выбоины и прочие разрушения взлетно-посадочной полосы являются дополнительным фактором риска, в том числе и поломка несущих шасси во время взлета и посадки воздушных судов.

Критическое состояние данной полосы взволновало даже ФСБ России, Служба экономической безопасности которой обратилось в Росавиацию с информацией о ее неудовлетворительном состоянии. Однако, собственник аэропорта Норильск пока обходится традиционными на норильских автодорогах латками. При этом не факт, что может быть сносно на автодорогах, на взлетно-посадочной полосе может обернуться неминуемой трагедией. Только сдается мне, что отвечать за свою расхлябанность «Норникель» не собирается.

Читайте также:  Найдены "черные ящики" разбившегося в Сан-Франциско Боинга

Аналогичная ситуация с топливо-заправочным комплексом аэропорта. Топливно-энергетический комплекс (ТЗК) поступил в собственность «Норникеля» одновременно с прочим имуществом в 2010 году. Состоит из тробопроводов и емкостей для хранения горюче-смазочных материалов в количестве 6 единиц с измещением около 100 тонн каждая.

Емкости и трубопровод ТЗК находятся на неохраняемой и неогороженной территории. Состояние указанных емкостей и трубопроводов в крайней степени изношенное, поскольку отслужили установленный срок и требуется полная их замена, вследствие чего происходят регулярные утечки данных материалов на близлежащую территорию, чем наносится невосполнимый ущерб экологическому состоянию окружающей природе. Не надо выделять, что на данном объекте отсутствует эффективная система пожаротушения.

В этой связи несколько слов о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). В аэропорту «Норильск» данная служба создана только в марте этого года. Ее сотрудники прошли проверку знаний только в пределах корпоративного университета «Норникеля».

Очевидно, что террористы всех мастей должны за сотни верст обходить объект «надежно» обслуживаемый и охраняемый службой безопасности и указанной службой с указанной выше квалификацией на территории.

Кстати о террористах. Каждый раз, когда благополучно приземлившись, весь измочаленный я выхожу из сектора выдачи багажа, то ко мне тянут руки и назойливо предлагают услуги извоза некие типы с колоритными физиономиями, большинство из которых, как выясняется, также непосредственно связаны с «Норильским никелем». Но это отдельная тема.

Подводя печальный итог данного поверхностного рассмотрения только двух факторов, которые могут стать причиной очередной катастрофы, я задал себе вопрос о том, что эту возможную трагедию можно предотвратить. И надо то всего лишь заменить затасканное, старое, благополучно отжившее свое, на новое, более качественное: взлетно-посадочную полосу, и емкости с трубопроводами… и трагедии не будет. Но тут же злобный чертик в душе усмехается: «Ишь чего захотел! Да чихали эти новые собственники на человеческие судьбы! Для них сиюминутная выгода дороже, чем жизни каких то норильчан!»

Читайте также:  =✈Международный аэропорт - ОДЕССА=✈

Так что, летайте самолетами «Норильского никеля»!