Эксперт «МК» предполагает, что причиной крушения лайнера стало редчайшее погодное явление

Новую версию жесткой посадки Ту-204 в аэропорту Внуково озвучил 4 января «МК» известный летчик-испытатель Геннадий Скибин. По его мнению, экипаж в крушении авиалайнера не виноват. Все дело в крайне редком явлении, которое в авиации называется «сдвиг ветра».

Как объяснил Скибин, «сдвиг ветра» может произойти в случае неустойчивой погоды в районе аэродрома.

— Простыми словами сдвиг ветра можно описать так: когда при посадке самолет уже почти касается полосы, направление ветра неожиданно меняется и начинает идти практически в хвост самолета. Машину буквально подхватывает воздушным потоком и она не может коснуться земли.

— Насколько нам известно — экипаж был очень опытным. У КВС налет около 15 тысяч часов, у второго пилота — около 10 тысяч часов. Неужели они не могли ничего сделать?

— Пилоты в такой ситуации, действительно, ничего сделать ничего не могут. В результате «подхвата» самолет уходит далеко от точки касания полосы и его выносит за пределы ВПП. Такая ситуация, видимо, получилась во Внуково. Экипаж и правда был достаточно опытным, но это реальный «форс мажор» — обстоятельства непреодолимой силы, — рассказал «МК» Скибин.

— Могли ли наземные службы предупредить экипаж о «сдвиге ветра»?

— Нет. Это происходит моментально. Я сам лет 20 назад попал в такую ситуацию, когда был командиром на Ан-12 в ходе испытательного полета. И при посадке в Барнауле случился «сдвиг ветра». Я сумел остаться в пределах ВПП. Но у Ан-12 помогли двигатели. Там очень мощный реверс.

— А могли быть проблемы с реверсом у Ту-204?

— Исключать этого нельзя. На фотографиях и видео, которые показывали по телевизору, я не заметил характерного для режима реверса положения лопаток на двигателях.

Читайте также  В аэропорту «Толмачево» пассажирский самолет выкатился за пределы ВПП

— То есть экипаж все же мог допустить ошибку и не включить реверс?

— Не факт. Напомню, что посадка шла не с первого захода. Я не очень хорошо знаю Ту-204 и его посадочные режимы.

В любом случае, руководителю полетов — фактически главному диспетчеру — стоило бы задать несколько вопросов. Так же, впрочем, как и фирме-производителю и самого самолета и двигателей. Кстати, двигатели там стояли отечественные. А на первых Ту-204 были американские, к которым было очень много нареканий. Впрочем, это дело компетентных органов.