Бортпроводница Кристина Моисеенко: «Мы – лицо авиакомпании»

Стать стюардессой – мечта многих девушек. Эта профессия остается одной из самых привлекательных для тех, кто любит путешествовать. Однако такая работа – это не только романтика полета, но и тяжелый труд. В рамках проекта«Суровая специальность» бригадир бортпроводников одной из авиакомпаний Сыктывкара Кристина Моисеенко поделилась с корреспондентом БНК тонкостями профессии.

Как вы стали бортпроводником?

Моя мама увидела объявление о том, что идет набор бортпроводников в Сыктывкаре. Это было десять лет назад. Мне было тогда девятнадцать лет, и я училась в университете на факультете иностранных языков. Финансовое положение в семье было не очень стабильное, и я решила, что сама буду работать и оплачивать свое обучение.

Удается ли вам совмещать личную жизнь и постоянные командировки?

Я познакомилась с мужем на борту самолета, он тоже бортпроводник. Я его стажировала. Конечно, сложно совмещать и семью, и работу. Но бортпроводник — это такая профессия, в которой однозначно придется чем-то жертвовать.

Бытует мнение, что стюардесса — обязательно девушка модельной внешности с идеальным знанием английского языка. Это так?

 Когда я устраивалась на работу, у нас был очень жесткий отбор, из двухсот человек успешно собеседование прошли только одиннадцать. Сейчас каждая авиакомпания выдвигает свои требования. Я знаю, есть авиакомпании, которые берут на работу исключительно девушек модельной внешности, с высшим образованием. Возможно, это и правильно. На региональных авиалиниях это не так. У нас нет строгих требований в плане внешности. Естественно, грамотную речь и привлекательную внешность никто не отменял. Но, в любом случае, каждая стюардесса в обязательном порядке должна хорошо выглядеть, быть ухоженной и следить за своей фигурой. Все-таки бортпроводник – лицо авиакомпании.

 Расскажите о своих обязанностях на борту. Какая ответственность лежит на бортпроводнике?

Многие считают, что стюардесса — это официантка в воздухе, особенно сейчас, когда на борту самолета чуть ли не целые рестораны. На самом деле это очень обидно. Да, мы выполняем работу по обслуживанию пассажиров, но главным образом мы ответственны за их безопасность. Перед полетом мы тщательно проверяем исправность всего аварийно-спасательного оборудования. Основная задача персонала на борту самолета — не только обеспечить пассажирам комфортный полет и проследить за соблюдением правил техники безопасности. Мы в прямом смысле слова ответственны за жизни людей во время полета, а в случае чрезвычайной ситуации обязаны оказывать им помощь, не выдавая при этом свой страх или волнение. Бывает, во время вполне благополучного полета пассажиру становится плохо. Специально для таких случаев есть кислород, аптечка. Бортпроводнику нужно суметь грамотно оказать первую медицинскую помощь. Бортпроводник обеспечивает связь между экипажем и пассажирами.

Читайте также:  Авиакомпания «Сибирь» налетала на 9 миллионов штрафа

  В вашей практике бывали непредвиденные или опасные ситуации?

Мне очень часто задают этот вопрос. Нет, к счастью, за десять лет работы я в такие ситуации не попадала.

Правда ли, что хуже всего работать на чартерах, которые перевозят вахтовых работников или туристов?

На самом деле конфликтные пассажиры бывают на любых рейсах, в том числе и в бизнес-классе. Но говорить однозначно, что перевозить вахту хуже всего, я бы не стала. Мы перевозим и туристов, и спортивные команды, и музыкальные группы. В большинстве случаев они ведут себя достаточно спокойно и вежливо. Конечно, и на борту можно услышать обидные слова или даже оскорбления, но вот ответная реакция категорически недопустима. В этом и заключается профессионализм бортпроводника.

Самолет — средство передвижения повышенной опасности. Бывают у пассажиров истерики во время полета? И как вы себя ведете в такой ситуации?

 Для многих полет — это очень большой стресс, и от страха некоторые могут вести себя неожиданно. Вы знаете, иногда бывает пассажир, вроде крупный сильный мужчина, а во время турбулентности он превращается в ребенка, который смотрит на тебя как на ангела-хранителя. Трудность еще в том, что невозможно заранее предугадать, когда именно начнется «болтанка» (так бортпроводники называют зону турбулентности), и она часто бывает неожиданной. В подобной ситуации пассажиры сразу смотрят на реакцию бортпроводника. Если у меня на лице будут паника и недоумение, то, соответственно, и у них они начнутся. Поэтому бортпроводнику очень важно уметь скрывать свои эмоции, страхи и в любой ситуации оставаться спокойной.

 Где региональные бортпроводники обучаются своему ремеслу?

 У нас в городе существует Центр подготовки авиационного персонала. Мы проходим курсы повышения квалификации раз в два года. Кроме того, ездим в тренинг-центры в другие города, например в Тюмень.

 Каким тонкостям профессии обучают в Центре подготовки? Вас учат красиво ходить и правильно улыбаться?

 Курсы бортпроводников — настоящая школа жизни. В первую очередь преподаватели отрабатывают с будущими бортпроводниками аварийные посадки, учат правильно эвакуировать пассажиров, разбираться в конструкции всех моделей самолетов, пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, знать правила осенней и зимней навигации. Стюардессы проходят специальную медицинскую подготовку, учат основы аэродинамики. На психологии мы рассматриваем поведение пассажиров, учимся вовремя распознавать, как они могут себя повести, и соответственно этому выстраивать линию поведения. Например, когда я встречаю пассажиров перед полетом, я сразу вижу, с кем из них могут быть проблемы. Помимо всего, нам рассказывают, как правильно обслуживать пассажиров и сервировать столики. Ну и, конечно, бортпроводник должен уметь создавать доброжелательную атмосферу на борту, ведь стюардесса – хозяйка на борту самолета, и от нее зависит, будет там уютно или нет. Но тут все просто: стюардесса всегда должна улыбаться — и в опасной ситуации, и в неприятной. Улыбка – это наша профессиональная «одежда», без которой нельзя выходить к пассажирам.

Читайте также:  Авиакомпания "Якутия" открыла рейсы из аэропорта Внуково в Тикси

 Что должен сделать пассажир, чтобы познакомиться со стюардессой?

 На борту самолета познакомиться практически невозможно. Лучше встретиться с ней после рейса на привокзальной площади.

 Вообще бывают удачные знакомства?

 Конечно. У нас есть девушки, которые так вышли замуж и счастливо живут. Многие уехали за границу. У меня есть знакомая, которая вышла замуж за одного из пассажиров и уехала с ним в Австрию. Вообще таких случаев полно в любой авиакомпании.

 Распространен миф, что бортпроводники дольше остаются молодыми, чем земные женщины. Это так?

 На самом деле да. Дело в постоянном кислородном голодании. Из-за нехватки кислорода в быстро движущемся самолете замедляются все обменные процессы, в том числе и старение. Но это, конечно, ослабляет организм. Пока мы летаем, не чувствуем этого. К тому же бортпроводнику необходимо всегда и в любой ситуации хорошо выглядеть – безупречная прическа, макияж и маникюр. Ведь стюардесса всегда в центре внимания! Поэтому часто бортпроводники и выглядят моложе своих сверстников.

  Вы часто сталкиваетесь с повышенным вниманием со стороны мужчин?

 Мы, ровно так же как и представительницы других профессий, не остаемся без мужского внимания. Но, вопреки общему мнению, стюардессы на борту очень серьезны и редко кокетничают – это одно из профессиональных требований. Да, мы вежливы со всеми, но без жеманства.

 Вы умеете управлять самолетом?

 Нет. Для этого есть квалифицированные пилоты.

 Одно из преимуществ вашей профессии – возможность увидеть другие города. Удается ли это? В каких городах вам удалось побывать?

 Честно, я сейчас даже перечислить все города не смогу. Мне кажется, я была уже во всех крупных городах России — Сочи, Анапе, Владикавказе, Уфе, Казани, Астрахани, Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Саранске и во многих других. Сейчас даже не могу с точностью сказать, что я живу в Сыктывкаре. Здесь я бываю не чаще, чем в других городах.

Читайте также:  В аэропорту Отопень, Румыния, сегодня аварийно приземлился Боинг-777

 Среди пассажиров часто попадаются известные люди? С кем удалось уже познакомиться?

  Конечно! Практически на каждом рейсе летают российские «звезды». Я даже помню всех: Валерия, Сосо Павлиашвили, Эдита Пьеха, Анастасия Волочкова, «Иванушки International», Павел Воля, Гарик Мартиросян, «Хор Турецкого». Перечислять можно очень долго. Я уже настолько привыкла к ним, что не считаю это чем-то особенным. Очень многие известные люди летают со своими семьями. В большинстве случаев это такие же, ничем не отличающиеся от других, пассажиры. Больше всех мне запомнилась Алла Духова. Она вела себя очень спокойно и вежливо. Всегда приятно, когда попадаются такие пассажиры.

 Многие девушки с детства мечтают стать стюардессой, потому что в их глазах это романтика и приключения. Так ли это, на ваш взгляд?

 Я согласна, что быть стюардессой и находиться всегда «под облаками» — это очень романтично. К тому же у нас есть уникальная возможность бывать в других городах и знакомиться с интересными людьми. Но, честно говоря, я всех девушек, которые приходят на собеседование, предупреждала бы, что это работа, которой нужно отдаваться целиком. Для личной жизни остается очень мало места. Ведь не каждый мужчина захочет связать свою жизнь с женщиной, которая неделями не бывает дома. Пока ты молода, об этом не задумываешься. Но с годами понимаешь, что самолет и небо заменили тебе все, и ты живешь не на земле, а в воздухе.

 О чем мечтает бортпроводница, которая работает на региональных авиалиниях? Может быть, попасть на международные рейсы?

 Я бы сказала, что для многих это не мечта, а цель. У нас очень многие начинают на региональных авиалиниях, набираются опыта, сдают обязательный экзамен на знание английского и потом уезжают работать на международные рейсы.

  Вы бы променяли свою работу на более «приземленную»?

  От этой жизни нелегко отказаться. Полет становится образом жизни. Создается впечатление, что настоящая жизнь только в воздухе. Когда я только вышла в декретный отпуск, плакала каждый раз, когда слышала гул самолета. Я люблю свою работу, благодаря ей у меня всегда есть возможность «быть на высоте». Небо и правда становится домом.