АВИАКАТАСТРОФА — Ту-154 в небе над Германией

ЖУТКАЯ катастрофа в небе над южной Германией в ночь с понедельника на вторник унесла жизни 71 человека. На высоте 12 км столкнулись два самолета: Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии», летевший из Москвы в Барселону, и грузовой «Боинг-757» американской почтовой компании DHL, следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера, по предварительным данным, находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство которых — дети, летевшие в Испанию на отдых. Согласно спискам, на борту находились 8 детей в возрасте до 12 лет и 37 — в возрасте до 16 лет. Все — жители Уфы. Многие подростки — из семей высокопоставленных сотрудников администрации президента, правительства Башкирии и глав районных администраций. Как сообщили в представительстве Республики Башкортостан в Москве, группа детей была направлена на отдых в Испанию в качестве поощрения за хорошую учебу. Более подробные сведения в республике засекречены. Это и понятно: все руководство находится в шоке. Все пассажиры и члены экипажа Ту-154 погибли. Погибли и оба пилота почтового грузовика. Горящие обломки самолетов разлетелись в радиусе 30 км. Очевидцы утверждали, что видели разбросанные в округе искалеченные и обезображенные тела. По горячим следам власти Германии возложили вину за столкновение на пилота российского авиалайнера. Как заявил министр транспорта земли Баден-Вюртемберг У. Мюллер, русский летчик допустил «грубейшую ошибку».

Позднее представитель швейцарской диспетчерской службы Т. Мааг заявил, что пилоты «Башкирских авиалиний» «слишком поздно отреагировали на многократные требования снизиться». Якобы швейцарские диспетчеры перед авиакатастрофой как минимум дважды требовали от российского пилота сменить воздушный коридор, но сделано это не было. После этого диспетчер предупредил пилота летящего встречным курсом «Боинга-757» об опасном сближении с российским самолетом. Но пилот грузовика не успел среагировать.

По другой версии, экипаж Ту-154 якобы не успел переключиться на нужную частоту и просто не услышал команд с земли.

Впрочем, наши чиновники настаивают, что экипаж российского самолета был супер опытным и такой грубой ошибки не допустил бы. Отвергнуто и предположение, что экипаж якобы не знал английского языка и не понял команд диспетчера. Сам лайнер был полностью исправен и оснащен новейшим оборудованием для предупреждения столкновений в воздухе. А столкнувшийся с ним «Боинг» подобной системой безопасности как раз не располагал. Между тем, по сообщениям Госавиаслужбы, дети из Башкирии должны были вылететь на отдых в Испанию еще в субботу. Однако по трагической случайности опоздали на рейс, перепутав аэропорт «Домодедово» с «Шереметьево». Из-за этого «Башкирским авиалиниям» пришлось организовать для маленьких туристов дополнительный рейс. Как оказалось, последний в их жизни.

Президент Башкирии М. Рахимов объявил в республике трехдневный траур по жертвам катастрофы. Президент России В. Путин выразил соболезнование родным и близким погибших.

Читайте также:  Челябинскую бортпроводницу успешно прооперировали в Дубае

«УСЛЫШАВ грохот, я сначала подумал, что это гроза, — рассказал корреспондент телеканала АРД немецкому журналу «Шпигель». — Вышел на балкон и увидел на небе огромный огненный шар. Когда он рухнул на землю, стало ясно, что произошла какая-то страшная катастрофа». Фотограф местной газеты как раз пеленал ребенка, когда в небе вспыхнуло пламя. Он сразу выехал на место происшествия. Вокруг лежали горящие обломки самолета. На одном из балконов стояли два бледных, как мел, человека — они только что чудом избежали смерти. Часть самолета упала в саду в 10 метрах от их дома. Утром 2 июля в республике была создана правительственная комиссия во главе с премьер-министром Рафаэлем Байдавлетовым. На заседании были рассмотрены три вопроса: транспортировка тел погибших в авиакатастрофе в республику, организация похорон и помощь семьям погибших. Масштаб материальной помощи семьям пока уточняется. Обнародована информация о членах экипажа Ту-154. Все они — пилоты первого класса. Командир экипажа — Александр Гросс (1950 года рождения) — один из самых опытных в компании (работает здесь с 1971 года). Он — первый летчик, получивший допуск к выполнению полетов на международных авиалиниях, имел 12 тысяч часов налета, в том числе 5 тысяч — по международным линиям.

По словам начальника инспекции по безопасности полетов Флариса Зинатуллина, самолет в эксплуатации находился всего 7 лет. Это один из 4 судов «БАЛа», оборудованных в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИKAO) по шумам и приборами определения опасного сближения.

2 июля исполняется пять лет со дня страшной авиакатастрофы в небе над Германией. Два самолета — американский грузовой «Боинг-757» и российский «Ту-154М» столкнулись прямо в воздухе и рассыпались над Боденским огненным дождем. Говорят, что все, кто находился в самолетах, ничего не почувствовали, мгновенно сгорев в 10 километрах над землей. По крайней мере, для родителей 45 башкирских ребят, летевших с группой на отдых в Испанию, долгое время было утешением, что души их детишек мгновенно оказались на небе. Всего в этой страшной аварии погибли 49 детей и 22 взрослых, включая экипажи столкнувшихся лайнеров. Вылет самолета «Башкирских авиалиний» оказался не запланированным, и весь экипаж подбирали из резерва, но самых опытных летчиков и бортпроводников. Многих выдергивали с садовых участков – было воскресенье.

После этой страшной авиакатастрофы многое изменилось. Авиакомпании «Башкирские авиалинии» больше не существует, она обанкротилась, а многие опытные летчики теперь трудятся в других областях страны. Возможно, на финансовую стабильность компании повлияла потеря в авиакатастрофе противошумного самолета Ту-154М, соответствующего европейским стандартам и способного совершать международные рейсы. Высококлассные пилоты, пока длились тяжбы, сидели без работы и даже устраивали забастовки, но что толку? «БАЛ» до сих пор многим должен заработную плату, которую некоторые уже и не надеются получить. На башкирских линиях теперь летает на «Боингах» московская компания «ВИМ-авиа», и лишь немногие уфимские летчики смогли сдать экзамен на управление новой машиной. — Может это и к лучшему? — говорит жена погибшего заместителя командира эскадрильи Олега Григорьева Елена. – Олег 17 лет отдал авиакомпании «БАЛ» и того, что с ней происходило в последнее время, не пережил бы. Экипаж внепланового рейса в Барселону формировал как раз 40-летний Олег Григорьев. Замкомандира эскадрильи вернулся ранним воскресным утром из Барселоны и уже вечером снова отправился в полет. — Многие пилоты, штурманы и техники просились, чтобы Олег записал их в этот рейс, — рассказывает жена погибшего замкома эскадрильи Елена. – Рейс-то международный, командировка оплачивалась в валюте. Но он не мог назначить членами экипажа близких друзей, чтобы у других не было обид, и поступил по справедливости. Вообще муж был бесконфликтным, миролюбивым человеком. Все старушки во дворе его обожали. По словам Елены, Олег из каждого рейса приводил ей и детям подарки и переживал из-за того, что его работа не позволяет ему часто бывать дома.

Читайте также:  АН-30 загорелся при посадке в Чехии

У Григорьевых двое детей – дочери Дарье сейчас 19, а сыну Павлу, названному в честь деда – 23 года.

В составе погибшего экипажа находились три женщины, бортпроводницы – 45-летняя Ольга Багина, 35-летняя Татьяна Кулешова и 35-летняя Гульнара Билялова. У всех остались сиротами дети.

Авиакатастрофа разбила только что наладившуюся семейную жизнь Гульнары Биляловой. Разведясь с мужем, за семь лет до трагедии девушка встретила парня, с которым начала вить семейное гнездо, но расписаться они не успели. — Все недосуг было, — говорит Михаил Преснов, который теперь работает в Оренбургском авиаотряде. – Все нас и так считали мужем и женой, когда летали в Пакистан, нас селили в одном номере. Мы даже уже квартиру купили, ремонт в ней начали делать. Михаил Преснов и Гульнара трудились рядышком – он вторым пилотом на «Ту-154», а она на этих же рейсах бортпроводницей, вместе они провели в воздухе 16 тысяч часов. — Гульнара собирала экзотические растения, ими у нас была увита вся квартира, — вспоминает Михаил. – Из каждого полета старалась привезти какие-то ростки. А после ее смерти цветы, как будто почувствовав, что хозяйка не вернется никогда, почернели и умерли. Садоводы говорят, что никогда не видели, чтобы растения так скорбели. В разбившемся экипаже Гульнара, как и все, оказалась случайно. Ей позвонили и предложили полететь на злополучном рейсе, когда она затеяла генеральную уборку, а Михаил остался проводить воскресный день с ее 13-летним сыном Русланом. Когда Гульнара погибла, у мальчика оказалось сразу два папы – бывший муж Гульнары Салават и Михаил хотели оставить ребенка у себя. Школьник тоже хотел жить с человеком, с которым провел семь лет сознательной жизни, но российские законы были против, ведь летчик был пацану никем. В конце концов, все решили полюбовно. На Михаила, как на гражданского мужа Гульнары Биляловой вышли юристы авиакомпании «Скайгайд» и предложили заключить мировое соглашение с выплатой компенсации.

Читайте также:  Самолет UTair при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Киеве

В комнате штурмана Сергея Харлова все осталось так же, как и в день трагедии. Личные вещи на своих местах. Книги по авиации, деловые бумаги и учебники английского — Сергей очень много читал, остались там, где он их положил 1 июля 2002 года. Родители постарались сохранить комнату сына в таком виде, словно он от них и не уходил. — Пять лет уже прошло, а все не верится, что его нет рядом, — говорит отец Сергея Харлова Геннадий Семенович. — Как будто с нами. Каждый день о нем все напоминает, и самое главное – боль не уходит.Семья погибшего штурмана Сергея Харлова тоже всю жизнь отдала небу. Отец – бывший военный и гражданский летчик, майор ВВС в отставке, налетавший 39 лет. Мать Зоя Федоровна всю жизнь проработала в уфимском аэропорту. Младший сын Александр тоже летает.

— Мы теперь боимся любых сообщений об авиапроисшествиях, — говорит Зоя Федоровна. — У Сережи даже не было возможности выбрать профессию, — рассказывает Геннадий Семенович. – С юных лет сын был со мной на полигоне в Далеканово, а потом, когда Хрущев списал с «военки» 120 тысяч летчиков и я перешел на гражданку, Сережа был со мной постоянно в аэропорту. Сергей Харлов отучился в Куйбышеве на авиационного радиста, а позже получил специальность штурмана и вернулся в Уфу к родителям. — Он был так увлечен своей работой, что даже не успел жениться, — вздыхает мама Зоя Федоровна. – Хотя сын был хорошим кулинаром, на праздники его от плиты оторвать было нельзя. Борщ варил, мясо тушил, мы все просто облизывались. Харлов-старший через несколько дней после трагедии побывал на месте гибели сына. — Кабина упала примерно за полкилометра от салона самолета, — рассказал нам ветеран летной службы. – И мне показалось странным, что экипаж не разбросало по полю, а уложило рядышком.