Японский сад

/ японские сады

Японский садЯпонский сад камней – один из самых красивых и сложных стилей оформления дачного участка. Японские сады неразрывно связаны с восточной философией и отражают представления жителей Востока о мире и месте человека в нем. Японский сад символичен, и каждый элемент в нем имеет свое значение. Часто говорят, что японский сад – это мир в миниатюре. Основные черты стиля – глубокая внутренняя гармония и умиротворение, единение человека с природой, целостность. При создании японских садов не стремятся к симметрии, так как она является признаком неестественности и влияния человека на природу. Важна для японского сада камней и гармония стихий, на участке должны быть элементы, соответствующие каждой стихии. Основные элементы японского сада – камень, вода (в истинном или символическом виде) и растения. Японцы считают, что камни – это скелет сада, а вода – его кровь. Второстепенные элементы –малые архитектурные формы. разнообразные по внешнему виду и назначению фонари, бамбуковые изгороди, беседки, мостики, ворота, колокольчики и т.п. – служат для придания композиции законченности и создания особой атмосферы и уюта. Еще одна черта стиля – лаконичность; искусство японских садов не предполагает ничего вычурного, вызывающего, броского, резкого, все имеет свой истинный смысл. Однако это не означает, что японские сады скучны и лишены ярких, интересных деталей. Растительные композиции японских садов, например, очень оригинальны и делают каждый сад поистине уникальным. Но главным при их создании является чувство меры и безупречное чувство стиля. Еще одна важная деталь японских садов: они создаются, в большей степени, для пассивного времяпрепровождения, для созерцания окружающего мира и единения с природой. Стоит отметить, что ландшафт в японском стиле имеет еще ряд интересных особенностей, которые являются воплощением религиозно-философских понятий японцев о пути человека.

История японского сада

История японского сада насчитывает несколько столетий, стиль был сформирован в 10-11 веках и к 14-16 вв. достиг своего расцвета. К этому времени сложились определенные каноны, по которым в будущем и создавались сады. Неповторимые по красоте японские сады были разбиты при императорских дворцах. К сожалению, большая их часть не сохранилась до наших дней. Храмовые и монастырские сады Японии содержали минимальное количество растений или вовсе обходились без таковых. Очень долгое время искусство японских садов было недоступно европейцам, так как Япония долгое время оставалась закрытой страной. Затем, с развитием торговых и культурных связей с Европой, в Старый Свет пришел и японский стиль. Первоначально символика японского сада была экзотикой для европейцев, но со временем, люди начали ценить особую атмосферу японских садов, покой, защищенность и гармонию, которую они дают. Позже, японский стиль в ландшафтном дизайне получил большое распространение среди садоводов всего мира.

Планировка японского сада

В зависимости от рельефа участка японские сады бывают двух видов – холмистые (цукияма) и плоские (хиранива). Участок с неровностями позволит разграничивать в саду отдельные планы; кроме того, сад будет смотреться более естественно, максимально приближенно к природе. На абсолютно плоском участке рельеф можно изменить с помощью геопластики. В больших садах можно совмещать оба типа сада.

Размер участка не имеет значения для создания японского сада. Это может как большая территория, на которой совмещены разные типов садов, так и совсем небольшой участок, на котором вполне можно создать японский мини-сад. Проект японского сада нужно продумывать с особой тщательностью, планировка японского сада требует ювелирной точности, ошибка будет сразу видна, лишние детали будут бросаться в глаза. Конечно, дизайн японского сада лучше доверить профессионалу, впрочем, можно сделать японский сад своими руками, зная основные детали и ключевые моменты в его оформлении.

Камни для японского сада

Парк Коисикава Коракуэн в Токио (Япония)Камни в японском саду являются основой, «скелетом» сада. Можно выбрать те камни, которые Вам больше по душе. Но они должны быть однородны и не должны «перегружать» участок; садик не должен выглядеть как бессмысленный набор разных по размеру минеральных пород. Иногда японские сады создают вовсе без растений (или оформляют в таком стиле какую-то часть сада). В этом случае камни становятся главным элементом, поэтому их выбирают особо тщательно. Пространство между камнями засыпают песком. Искусство размещения камней в японском саду называется сутэ-иси.

Растения для японского сада

Японский садПожалуй, самое сложное в оформлении японского сада камней – подбор растений. К сожалению, в районах с суровыми зимами ассортимент растений для японского сада ограничен; в Средней полосе России растительные композиции часто можно назвать аскетичными. В районах с мягким климатом, наоборот, возникает опасность «перегрузить» сад всевозможными видами и сортами растений с яркими цветками или листьями, что неприемлемо для японских садов, в которых важным является монохромность. Растения для японского сада подбирают, в основном, с зеленой листвой и цветками одинаковой окраски; большее значение имеет форма листьев и их фактура. Сады в японском стиле не выглядят слишком пестрыми и пышными, поэтому в них крайне редко высаживают краснолистные или пестролистные формы, достаточно того, что растения сменят цвет листьев осенью. Особую оригинальность саду придают формованные растения, топиарные фигуры ибонсай. Очень красиво смотрятся различные плакучие и зонтичные формы растений, однако не стоит смешивать разные формы – в японских садах древесные композиции однородны, что и рождает гармонию. В японских садах часто можно увидеть участки, покрытые мхом, настоящие «зеленые ковры». В Средней полосе России широко применяются различные почвопокровные растения – пахизандра, тиарелла, копытень и другие, а также стелющиеся кустарники. Сложно представить японский сад без хвойных деревьев и кустарников (сосен, елей, туй, можжевельников, кипарисовиков и других), включая стройные колонновидные формы и низкорослые и шарообразные виды и сорта. Вообще карликовые растения часто украшают собой японские сады, органично в них вписываются.

Водный элемент и малые архитектурные формы

Водный элемент в японском саду может быть представлен небольшим прудом, ручьем, фонтаном – тем, что Вам больше по душе. Хотя, важным является и то, что на участке должна быть «движущаяся» вода, но с условием, что она не будет создавать много шума (как большие каскады) и нарушать общую гармонию. Так, в саду можно разместить маленький фонтан с подсветкой, создать небольшой водопад или организовать тихий ручей. Береговая линия пруда в японском саду должна быть плавной, нечеткой или изломанной, намекающей на природное происхождение водоема.

Настоящие знатоки восточной культуры часто хотят создать свой сад по всем канонам японского стиля. С этой точки зрения в саду должен обязательно быть чайный домик; японцы называют чайный павильон «тясицу». Кстати, изначально японские сады создавались как раз вокруг них. Еще один элемент японского сада – цукубаи – каменная чаша с водой в виде бочки для омовения рук. Садовый мостик яцухаси имеет зигзагообразную форму и символизирует сложный путь человека в этом мире и поиск истины в нем. Беседки в японских садах часто создаются наподобие пагоды, которая всегда имеет нечетное число ярусов.

Декоративный японский сад всегда можно украсить различными интересными деталями (при условии, если сад не будет перегружен ими). Для сада в японском стиле можно подобрать дачные фигурки, как общей направленности, так и с восточными мотивами. Возле беседки или скамьи можно повесить колокольчики, «музыку ветра», которые наполнят сад чарующими звуками.

Освещение для японского сада

Японский садСад в японском стиле обязательно должно быть хорошо освещен. Фонари имеют свое название и назначение: тачи-гата – высокие фонари до 1,5 или 3 м высотой, которые устанавливают в больших по площади садах; икекоми-гата, или скрытые фонари, устанавливают, как правило, возле цукубаи, свет от икекоми-гата направлен вниз; якими (юкими)-гата располагают возле водоемов; оки-гата – совсем маленькие фонари – ставят у кромки пруда, возле тропинок или в небольшом внутреннем дворике.

Для того чтобы лучше понять искусство японских садов, можно посетить Главный ботанический сад в Москве. Японский сад в ботаническом саду – единственный в России, он был открыт в 1987 году и относится к разновидности чайного сада. Прогулка по нему подводит человека к чайной церемонии (она проводится в начале июня и пользуется большой популярностью у посетителей). Японский сад в ботаническом саду проникнут особой атмосферой, там хорошо в любое время года.

Создание японского сада – это интересный, но вместе с тем, сложный процесс, который потребует много усилий. Но грамотно спланированные, оригинальные японские сады можно назвать произведением искусства, которое будет радовать создателя долгие годы. Если Вы готовы посвятить достаточно времени преобразованию своего участка и Вам близка философия японского сада, то ландшафтный дизайн по-японски – подходящий вариант для Вас.

Японский сад – сложное и хрупкое для восприятия произведение искусства, которое, как и любой другой аспект культуры, невозможно понять и изучить вне истории культуры этой страны. В свою очередь история культуры уходит своими корнями в сложившееся религиозное мировоззрение, получившее в Японии название синтоизм (поклонение духам огня, гор, ветра, деревьев, покровителям местности, ремесел и т.д.) По мере проникновения в Японию буддизма (IX век) произошло взаимопроникновение и дополнение этих религий, получившее название двойной путь духов, где синто – это обряды и внешнее проявление религии, а буддизм – внутренний мир человека. Наиболее известным и популярным в японском буддизме учение секты Дзен. Считается, что это особый тип мировоззрения, целостного постижения мира, где особое место отводится эстетическому восприятию и глубокому чувственному переживанию. Не имея представления о смысле этих традиций невозможно понять истинную красоту живого воплощения души того или иного мастера в творение, называемое Японским садом. Японские сады отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество символических элементов, и зрительные образы, предстающие перед глазами посетителя – это только половина информации, заключенная в каждое из композиций сада. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером. Так, например, некоторые числа считаются в буддизме священными, опираясь на определенные понятия, связанные с мифологией, в соответствии с которой число «три» может означать «три сокровища буддизма» (Будду, его закон и буддийскую монашескую общину), Будду и двух его учеников. Число «пять» символизирует пять буддийских заповедей, число «восемь» связано с восьми ступенчатым путем, методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо перерождения), на восемь частей был поделен прах Будды и т.д. ТЯпонский садаким же образом в русле исконных религиозных традиций каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, история их возникновения имеет, вероятно, гораздо более глубокие корни. Весьма вероятно, что прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых Китайские императоры приносили жертву небу. Ритуальная же чаша для омовения рук цуку-бай имеет истинно японское происхождение. В древней Японии камни с естественными углублениями посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция была перенесена и к буддийским храмам, поскольку сама процедура лишь воду на руки означала в буддийских практиках завершения какого-либо дела. Животные и растения (вернее их свойства) всегда играли значительную роль в создании определенного образа. Журавль и Черепаха – древние символы долголетия на востоке. Черепаха действительно живет очень долго, а Журавль взмывает в небо и «растворяется» в нем, улетает в другой мир к богам, а там, как известно, живут вечно. Кроме этого эти животные олицетворяют единство противоположностей, неизменно присутствующее в японских садах: плоская медлительная Черепаха и высокий энергичный Журавль. Их союз – залог равновесия в природе. По восточным представлениям рыбы – это дети мифологического дракона, являющегося покровителем водной и воздушной стихий. Вода, как один из важнейших компонентов сада символически изображается параллельными волнистыми линиями на гравии или концентрическими кругами. Так, камень, упавший в воду, оставляет после себя концентрические круги на ее поверхности, и это застывшее движение воды можно увидеть практически в любом саду, где используется техника сухого пейзажа. Задача посетителя – не просто увидеть застывшую картину, сосредоточиться, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, но и действительно увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны. По учению Дзен, мир таков, каким его создает наше сознание. И, тем не менее, вода как таковая присутствует в садах Японии очень часто. Достаточно посмотреть на планы садов, буддийских храмов, синтоистских святилищ, императорских городских садов и парков. Они буквально окружены озерами, заводями, протоками, ручьями. ОЯпонский садсобое отношение в традициях Японской культуры сложилось и к другому важнейшему элементу ландшафтной архитектуры к камню. Японцы, в отличие от европейцев, считают, высшим творением природы является не человек, а камень, и. следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Безусловно, это философское заключение гораздо старше первых садов, появившихся в Японии, зато объясняет во многих случаях благоговейное отношение к камню, как к материалу. Так как до Японских островов ледник так и не добрался, в Японии не увидеть гладко окатанных разноцветных валунов ни в садах, ни в природе. По идее любой Японский сад – это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом при его создании, а с развитием и распространением учения Дзен их роль в создании облика сада усилилась еще больше. Призывая понять истину через созерцание, медитацию, заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают все более упрощенный вид, доведенный до абсолютного символизма, где камень мог оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм. Появление образов «Семь растений весны» или «Семь цветов осени» относят примерно к IV веку. Уже в период с 1600 года понятие «садовник» стало устойчивой профессией, которая сделала возможность передачи методик и знаний систематически и по наследству. Одно из наиболее известных растений в Японии – сакура (цветущее розовыми косточками дерево) – это художественный образ, олицетворяющий стойкость и чистоту, поскольку цветки сакуры никогда не вянут на дереве и облетают абсолютно свежими и живыми, и опадая, розовым «снегом» еще насколько дней лежат на земле. Бамбук считается символом мужества и благородства, сосна – долголетия и вечности. Еще одно растение, к которому японцы относятся с особым вниманием, — это Лотос. Он символизирует чистоту не подверженную воздействиям негативных проявлений реального мира. И главное – Лотос тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке Лотоса. Не смотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. Именно в Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Напрашивается вывод, что для Японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями, обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от мастерства, заменяя их одно на другое. Ландшафты традиционного японского сада не содержат в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада. В отличие от европейских, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, а подчас и главным (партеры регулярных садов), в традиционных японских садах цветы – это всегда лишь дополнение к чему-то, штрих, усиливающий впечатление и не более. В основе этого лежат философские принципы, призывающие не «улучшить» или «украсить» природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней самой. Подводя черту под этим обзорным материалом, можно совершенно определенно сказать, что интерес к Японскому искусству создания садов очень высок во всем мире последние сто лет и не только не ослабевает, но и возрастает с годами.

Японский сад в Ботаническом саду

В 1986 году на территории Главного ботанического сада была открыта ландшафтная экспозиция «Японский сад». В проекте приняли участие специалисты из Японии – ландшафтный дизайнер Накадзима, архитектор Адачи, строительная компания «Ватана-бэ-Томи». Финансовую поддержку проекту оказывало посольство Японии в России.

Японский сад

Японский сад

Результат нововведения в ботаническом комплексе превзошел все ожидания, теперь можно и в России познакомиться со взглядом японцев на красоту природы. На московской земле в ботаническом комплексе появился настоящий уголок Японии с огромным числом маленьких водопадов, прудов с островками. Тут есть и павильоны в японском архитектурном стиле, и каменные фонари, и многоярусные пагоды – это дает почувствовать людям, вне зависимости от их национальности, что можно найти гармонию между природой и деятельностью человека. Эта здравая мысль обязательно появляется после посещения даже маленького, настоящего японского садика.

Японский сад

Японский сад

А в Москве ботаническая зона, декорированная японцами, просто огромна. Лаконичная и кажущаяся простой структура зеленой зоны, на самом деле, достигается нелегко. В ботанической экспозиции представлены более сотни видов различных растений: известная всему миру сакура, клен моно, рододендрон, вяз Давида и другие растения.

Японский сад

Многие москвичи задают вопрос, когда лучше всего посетить японский сад, чтобы почувствовать всю его красу? Каждый японец знает, что хороший парк очарователен в любое время года утром, днем и вечером. В марте начинают цвести весенние желтые форзиции и голубоватые брунеры. В апреле и мае каждый хочет полюбоваться знаменитой цветущей сакурой, ставшей символом Японии. Как только она начинает отцветать, появляются цветы рододендронов и абрикосов.

Японский сад

Японский сад

В начале лета расцветают знакомые и россиянам ирисы, за ними эстафета цветения переходит к серебрящейся лаванде и розоватым цветочкам спиреи. До глубокой осени цветущие лепестки курильского чая, здорово напоминающие маленькие золотые монетки, украшают собой зеленеющие кусты.

Японский сад

Поздняя осень не только не уменьшает очарования, многие считают, что это место становится еще пронзительнее и красивее. Покрываются осенним багрянцем листья кленов, багровеющие рододендроны создают призрачную иллюзию повторного цветения. Зимой японский парк задумчиво пустынен и нежно выбелен белыми снежными красками. В каждом садике японцев обязательно есть специальный фонарь, предназначенный для неспешного любования снегом.

Японский сад

Японский сад

Японцы уверены, что у природы есть ответы на все жизненные вопросы. Для того чтобы решить любую проблему или просто отдохнуть, стоит придти, поразмыслить, посмотреть на растения, камни и воду, которые обладают силой, неизведанной человеком до конца. Все, кому интересны традиции Японии, те, кто хочет лучше понять этот самобытный народ с нелегкой историей и собственным взглядом на мир, обязательно должны прийти в Ботанический сад, в его экспозицию «Японский сад».

Когда цветет сакура в Японском саду

Сакура цветет с 3 по 7 мая, плюс/минус пара дней в зависимости от погоды.

Как добраться до Японского сада

От метро Владыкино пару минут пешком до входа в Ботанический сад, потом пешком по главной аллее до Т-образной развилки (минут 25 ходьбы). Там будет указатель, повернуть налево и пройти еще около 300 м.

Часы работы

  • вт. ср. пт. — с 12:00 до 19:00
  • сб. вс. и праздничные дни – с 12:00 до 20:0
  • пн. и чт. – санитарные дни

Сад работает с 25 апреля по 15 октября. В период цветения сакуры работает ежедневно, без выходных и санитарных дней.

Стоимость билетов

  • в период цветения сакуры, выходные и праздники: взрослые – 200 руб. школьники и студенты – 100 руб. пенсионеры – 30 руб.
  • остальные дни — будни: взрослые – 150 руб. школьники и студенты – 80 руб. пенсионеры – 20 руб.

Японские сады

Вне моды, вне времени

Японские сады – уникальные образцы не только ландшафтного искусства, он также японской этике и эстетике. Их концепции и символике посвящены многочисленные трактаты с предписанием строгих ритуалов. И всё это в угоду совершенству. Такой подход не случаен, так как любование природой – национальная традиция японцев.

Помимо интерьеров, оформленных в восточном стиле, наших современников продолжают очаровывать традиционные японские сады. Их выразительность и принципы формирования столь актуальны, что они появляются на приусадебных территориях в различных уголках мира, даже по соседству со сверхмодными строениями из стекла и бетона, придавая окружающей среде столь необходимую для человека положительную эмоциональную энергетику.

Японский сад

Японский сад — сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.

Сады отличаются дизайном и назначением. По характеру рельефа их делят на холмистые и плоские, а в зависимости от доминирующего элемента оформления на сады мхов, воды, камней, папоротников. Сады устраивали при дворцах, храмах, частных домах. Дворцовый сад занимал большую площадь, которую пересекало множество дорожек для прогулок. Здесь были декоративные элементы и небольшие павильоны, из которых открывались прекрасные виды. В отличие от дворцовых, сады при храмах служили для созерцания и медитации. Домашние сады, как правило небольшого размера (от 3-4 м2 до нескольких десятков соток), в основной массе представляли миниатюрные копии ландшафтов.

Первым руководством, дающим ключ к расшифровке этических и эстетических канонов садового искусства, была «Тайная книга садов» (Сакутэй-ки, XII век). В XV веке ее дополнили «Планы ландшафтов и загородных домов», сопровожденные чертежами и комментариями в прозе и стихах.

Японский сад

Этот сад в японском стиле органично вписался в украинскую природу. Здесь есть и вода, и камни – основные элементы сада, и чайный домик, и “горбатый” мостик

Искусство садов дзэн. Искусство японских садов издавна связано как с буддизмом, так и с культом синто (от синтоизм — древняя религия Японии), который обожествляет деревья, камни, воды рек и озер, где обитают ками — невидимые духи природы. Основное влияние на формирование сада оказали монахи, исповедующие дзэнбуддизм. Сады, проникнутые философией дзэн, стали чудесным претворением в жизнь столь характерного для японцев стремления к идеалу прекрасного. Для постижения мира, смысла жизни очень важно созерцание природы и отдельных предметов, эстетическое восприятие и глубокое чувственное переживание, чтобы среди кажущегося постоянства вещей уловить их сиюминутность. Несмотря на то, что при создании садов руководствовались в первую очередь эстетическими принципами, все его элементы, как это свойственно Востоку, несли свою символическую нагрузку. Поэтому зрительные образы, предстающие перед глазами зрителя, только часть информации, которую несет в себе каждая композиция сада. Чтобы представить образ, который имел в виду мастер (садовник), нужно знать толкование символов.

Японский сад
Сад мхов – прекрасное место для отдыха. Обилие зелёного цвета способствует умиротворению и душевному покою

Самый старый тип сада — «сад мхов» (Кокэдэра), или плоский сад, спланированный в XIV веке. В нем было озеро и возвышающиеся над его гладью островки, символизирующие рай Будды. Лужайки, составленные изо мхов разных сортов и оттенков зеленого цвета, создавали иллюзию покоя, так необходимого для уединенного размышления. В отличие от Кокэдэра, сад Тэнрюдзи состоял только из камней и зарослей кустарников, которые были подобраны и расположены таким образом, чтобы в любое время года можно было любоваться их цветением. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм: «Семь растений весны», «Семь цветов осени» и др.

Японский сад

Японский сад

Японский сад

Сад камней не фрагмент природы, а её символ, место созерцания. Основные его элементы – камни разной величины и формы, а также гравий

Самые необычные сады, не имеющие аналогов в садовом искусстве других стран, — сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней. Именно в них наиболее полно представлено учение дзэн-буддизма. Сад камней не фрагмент природы, а ее символ, место умиротворенного созерцания. Учение дзэн в отличие от школ традиционного буддизма — путь, ведущий посредством медитации, созерцания мельчайших деталей повседневности к озарению. Для его постижения можно включить в произведение (будь то живопись или ландшафт) незавершенный фрагмент или пустоту, чтобы зритель воспринял и дополнил его фору и композицию, постиг его символику и интуитивно завершил замысел автора.

Сад камней. Самые знаменитые «сухие сады» находятся в Киото за оградой монастырей Реандзи, Дайтокудзи, Нансэндзи,Дайсэнин, Регэнин. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма. Обычно такой сад представляет собой площадку, засыпанную белым гравием, «расчесанным» граблями на тонкие бороздки, которые можно ассоциировать с рябью воды (вода — важный компонент сада, она символически изображается на гравии параллельными волнистыми линиями или в виде концентрических кругов, наподобие тех, которые образуются на ее поверхности ступавшего камня). Каждый день монахи разглаживают граблями поверхность, чтобы никакой след — даже от дуновения ветра — не нарушил правильность линий. В саду Реандзи (XVI век) на площадке из гравия расположены 15 камней разной формы и высоты. Они образуют пять групп, каждая из которых обрамлена зеленым мхом. Главная загадка заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней. Задача посетителя — наблюдая застывшую картину, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические круги, заставить работать воображение, чтобы понять через созерцание и медитацию истину, ведь мир таков, каким мы его представляем. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.

Сад для чайной церемонии. На краю японской усадьбы в маленьком саду строился чайный павильон, специально оборудованный для уединения и созерцания. Планировка сада полностью подчинялась этикету чайной церемонии. Во внешней части имелась скамья с навесом место для ожидания церемонии. Внутренний сад окружал чайный павильон. В композиции чайных садов обязательно присутствуют несколько бесформенных камней вдоль тропинки из разноцветной гальки, ростки бамбука, каменный фонарь, родник и при нем бамбуковая ложка с длинной ручкой для омовения перед чайной церемонией. Растительность в саду неброская, потому как ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития. Породы деревьев подбирают так, чтобы их темная листва вызывала ощущение гармонии, чистоты, тишины и естественности.

Японский сад
Японцы всегда смотрят из дома вовне, наблюдая монохромный пейзаж, открывающийся при раздвинутых наружных стенах

Символизм сада. Японские сады — воплощение великого в малом. Их знаковые системы аналогичны идеограммам иероглифического письма, а значения элементов и их сочетаний зафиксированы в руководствах по садовому искусству. В основе схемы символического ландшафта лежит сочетание знаков горы и воды. Так, например, пруд символизирует океан, а камень — гору. В то же время не имеет особого значения используемый материал: поверхность песка или гравия может обозначать воду, группа камней — водопад или конкретный живой образ — переправу тигра с тигрятами через бурный поток. Сопоставление горы и воды воплощает учение о противоположных началах инь и ян, чередование и взаимопроникновение которых — основа всего сущего (светлое мужское начало обозначается горой или камнем, темное женское — водой). Для японского сада не особенно важен вид используемого растения, главное — заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним традициями. Одно из любимых растений — сосна — символ долголетия, вечности и постоянства, а из известных — сакура, олицетворяющая стойкость и чистоту, поскольку ее цветки никогда не вянут на дереве и облетают свежими. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Лотос означает чистоту, не подверженную воздействию негативных проявлений реального мира. Он тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.

Слияние дома и природы. Включение природы в жилище — давняя японская традиция. Сад разбивается для того, чтобы им любоваться, сидя на примыкающих к дому галереях, которые выполняют одну из главных задач — обеспечивают пространственный переход от интерьера к окружающей среде. Единство природы и дома, размеры помещений которого варьируются с помощью раздвижных перегородок, позволяет жить в условиях естественного освещения и климата. Здесь нет и намека на противопоставление постройки и окружения — интерьеры растворяются в ландшафте, их структура создается с учетом перспектив, направленных вовне, связывается с приметными особенностями пейзажа. Дом и сад тематически и композиционно всегда стараются увязать друг с другом. Используемые для оформления сада элементы зрительно и логически связывают как с домом, так и друг с другом и тщательно подбирают в соответствии с чередой впечатлений и мыслей, которые должны пробуждать медитативное созерцание сада.

Японский сад

Даже на небольшом клочке земли во дворе дома японец устроит маленький садик

Японский сад

Японский сад

До чего органично с природным окружением смотрится этот мостик над водой. Его конструкция логична и проста

Японский сад

Японский сад

Сад камней не фрагмент природы, а её символ, место созерцания. Основные его элементы – камни разной величины и формы, а также гравий

Принципы создания малого сада. По сей день каждый японец, имеющий у себя во дворе клочок земли, непременно устроит в нем садик с миниатюрным водоемом, в котором будут плавать разноцветные карпы, особо почитаемые и символизирующие мужество. Ограниченность территории привела к культивированию небольших, искусственно созданных садов, планировка и оформление которых воспроизводили многообразие видов и форм природы. Для их создания использовали местные природные условия, а также искусственно созданные насыпные холмики, извилистые тропинки, пруды, речки с каскадами и крутыми мостиками, перекинутыми через пороги, беседки, специально высаженные живописные группы деревьев, лужайки с декоративными павильонами. Площадки и дорожки оформляли, вводя мелкие детали: камни, карликовые деревья, кустарники, мох, цветы.

Среди разнообразия японских садов наиболее популярным и распространенным является тсубонива — сад малых размеров, ограниченный небольшой территорией приусадебного двора. Самые маленькие сады размещаются даже в узких проемах внутри зданий, в пространствах между внутренними и внешними перегородками (при условии достаточной освещенности и вентиляции). Для создания тсубонива необходимо лишь небольшое количество элементов: основных, которые привлекают внимание, и подчиненных. Структура последних зависит от взаимосвязи основных. К основным относятся каменный фонарь и каменная чаша для родниковой воды. Фонарь — символ миропорядка. Его элементы образуют иерархическую последовательность и несут в себе знаки огня, сконцентрированного внутри объема, который символизирует землю, покоящуюся на мировых водах под сенью небес. Внутри современных фонарей обычно расположена мерцающая электрическая лампочка, которая освещает путь в темноте и направляет внимание на отдельные элементы ландшафта. Существует много разновидностей фонарей, каждый из них имеет свое происхождение и место в саду. Они берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, расположенных перед залом Будды.

Лаконичный набор немногочисленных элементов малого сада требует гармонии между вертикалью и горизонталью. В основном, самом большом камне устраивают чашу (углубление) для воды, которая вытекает по бамбуковой трости. Иногда вода поступает в чашу через вертикальный канал, непосредственно устроенный внутри камня. Ритуальная чаша для омовения рук цуку — бай имеет японское происхождение. В древности камни с естественными углублениями посередине использовали для хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция перекочевала в буддийские храмы (процедура лить воду на руки означает в буддийских практиках завершение дела).

Камни и вода считаются основными элементами сада. Камни в зависимости от формы, фактуры, даже от породы и положения (вертикального или горизонтального) могут иметь характер инь или ян, выраженный более или менее ярко. Сопровождающие цукубай камни, как правило, только горизонтальные. Долгое время использовали преимущественно необработанные камни, а если уж их касалась рука человека, то они все равно не должны были отличаться от природных. Редко можно встретить в саду гладкие валуны. Предпочтение отдается камням с острыми сколами и явно выраженной слоистой структурой. Обычно используют гранит, андезит, хлорит, базальт, имеющие насыщенно серую или красноватую окраску.

Второй важный элементе саду — вода. Она может быть представлена в виде пруда, ручья, водопада. Течение воды сопровождается постоянным журчанием перетекающих струй, шепотом потоков, скользящих по поверхности камней. Согласно традиции синто текущая вода охраняет от злых духов, очищает душу и тело. Человек, проходя через водный поток по мостику или скользя взглядом по ручью, очищается и обретает душевный покой. Если воды на участке мало, ее заменяют светлым крупнозернистым песком, гравием, а в современной практике — мраморной крошкой, гранитным отсевом, на поверхности, которых граблями рисуют волны.

Секреты разбивки сада

В XII веке для мастеров сада и создателей композиций из камней было составлено руководство по садовому искусству Сакутэ-ки, приведенное в «Тайной книге японских садов». Вот некоторые выдержки из него. «При устройстве сада всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов.

Привезите в сад побольше камней — и больших, и маленьких. Сохраняя их естественное положение, отделите «стоячие» камни от «лежачих». Оцените, как смотрится каждый камень — сверху, снизу, сзади и спереди. Затем определите место в саду для доминирующих камней. «Лежачий» камень не должен стоять, а «стоячий» лежать. Иначе духи камней возмутятся, и ваша семья пострадает. Композиция у подножия холма требует большого количества камней. Они будут одновременно укреплять его и оставлять впечатление мощи.

В отдаленном уголке сада камни должны быть небольшими, как бы случайно оставленными и забытыми здесь. Композиция из камней не должна быть навязчивой или замысловатой. Пусть лучше они будут как бы случайными. Высокие камни должны устанавливаться лишь в исключительных случаях, например, вокруг водопада, на краю острова, перед холмом. Камни не должны быть выше метра. Не следует располагать камни ближе, чем в метре от жилища, в противном случае хозяин будет не в состоянии там жить и сад придет в упадок. Прежде чем вырыть пруд и размещать в нем камни, заранее подумайте, как он будет вписываться в общую композицию сада, гармонировать с каждым ее уголком. Тут важны и форма пруда, и выбор места для острова. При насыпке острова нужно исходить из общего вида сада, определить размеры острова и водоема. Как правило, в пруду насыпается остров, а вода согласно китайской традиции должна течь с востока на запад. В устье течения устанавливается валун, вершина которого должна быть на 12-15 см ниже уровня павильона для ловли рыбы: по нему измеряется уровень воды».

Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с природным ландшафтом, непринужденно и естественно передают многообразие живой природы. В саду преобладают спокойные зеленые, серые и коричневые тона. Легкие цветовые контрасты образуют лишь чередующиеся цветы и плоды, которые знаменуют смену времен года и вносят ощущение цикличности и быстротечности времени. Мужской мажорной природе ян соответствуют более яркие и теплые оттенки растений с доминирующей вертикалью. Таковыми являются клены (японский и веерный клены, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской), высокорослый бамбук, сформированные осью некоторые виды сосен. Женской минорной природе инь соответствуют папоротники, нимфеи, плотные кулисы низкорослых форм бамбука, стелющиеся формы можжевельника. Как правило, растения инь имеют холодные опенки и более глубокий тон. Растения, соответствующие инь и ян, не перемешивают и не смешивают с основными элементами сада, представляющими противоположное начало. Композицию сада подчеркивает ритм вертикалей бамбука и яукубы, горизонталей мшаника и водных растений. К вертикалям и горизонталям добавляют диагонали растущих кленов, сосен, азалий.

Для строительства японского сада как произведения садово-паркового искусства, тем более, если мы говорим о большом саде, необходимо подобрать хорошую команду, от проектировщиков и консультантов до поставщиков и строителей. Управлять ею должен человек со знанием восточной философии, архитектуры, дизайна, строительства, а также разных инженерных систем.

В японском саду кроме разработки основной концепции сада большое внимание уделяется сооружениям и деталям. Здесь нет случайных предметов, все продумано до мелочей: например, очень важно как, где и какие будут лежать камни. Ведь что хорошо продумано, легко строится. Поэтому проектирование объекта имеет такое большое значение.

При строительстве японского сада кроме эстетических задач мы столкнулись с множеством инженерных проблем, таких как гидротехнические (укрепление берега, строительство острова), постоянное изменение уровня воды (весной он поднимается на 2 м), в связи, с чем необходимо было сооружать насосную станцию. Чтобы уберечь воду в озере от цветения и ряски, пришлось предусмотреть ее биологическую очистку. А чтобы любоваться садом можно было и в вечернее время, установили наружное освещение территории с учетом того, чтобы светильников не было видно ни ночью, ни днем. Помимо перечисленных пришлось решать множество других проблем. Но когда все работы позади и ты видишь красоту конечного результата, слышишь подтверждения японцев, что получился действительно японский сад, ощущаешь удовлетворение заказчика, все проблемы, связанные со строительством, отходят на второй план. Слава богу, что в нашей стране находятся люди, вкладывающие деньги не только в коммерческие проекты, но и в красоту.

Одна из проблем создания японского сада в наших условиях — растения. На японских островах климат теплый и влажный, поэтому приходится для многих видов подбирать альтернативные варианты. Так, например, визуальный образ сакуры передают с помощью вишни, сливы, абрикосового дерева. Японский клен заменяют маньчжурским, татарским или приречным. Из хвойных пород обычно высаживают горную сосну, кедровый стланик, пихту бальзамическую и различные можжевельники. Из цветущих кустарников — рододендроны и азалии, их обязательно укрывают на зиму. Мхи переносят из мест естественного произрастания или заменяют их седумами и камнеломками.

Ландшафты традиционного японского сада не предполагают широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада, в которых цветочное оформление часто является самостоятельным или главным композиционным элементом. В японской традиции садовые цветы служат дополнением к чему-либо, усиливая впечатление. В основе этого лежит философский принцип, смысл которого сводится к тому, что природу не следует «улучшать» или «украшать», можно лишь подчеркнуть красоту и гармонию, которая уже заложена в ней.

Японский сад не является застывшим слепком природы. Изначально, при планировании, продумывается его облик в разное время года. Тщательно подобранные растения вносят в сад жизнь, ощущение ее трепетности и цикличности, благодаря чему возникает ощущение непостоянства, неуловимости момента, течения времени. Здесь минорная грусть зимы сменяется весенним подъемом, после чего наступает торжество яркого, насыщенного красками и теплом лета, за которым неизбежно приходит грусть осени.

По мотивам журнала “Красивая усадьба”
Источник:http://www.doma.in.ua/

Информация

Описание: Группа посвящена Японскому саду в Москве.

Японский сад открыт для посещений с конца апреля до 15 октября:

вторник, среда, пятница Показать полностью…
с 12.00 до 18.00.
(касса до 17.30)

Суббота, воскресенье, праздничные дни
с 12.00 до 20.00
(касса до 19.30)

в понедельник, четверг экспозиция закрыта.

Перерыв в работе кассы
с 14.30 до 15.00

Заказ экскурсий по тел. 977-92-66

Японский сад находится:
в Главном ботаническом саду Российской академии наук, м. Владыкино, м. ВДНХ, м. Ботанический сад

Студентам ОЧНИКАМ при предъявлении студенческого билета — 80р

Обычный билет — 150р

Студентам ОЧНИКАМ при предъявлении студенческого билета — 100р

Обычный билет — 200р Место: Москва, Россия

8 и 9 июля в 14-00 и в 16-00 Японский сад приглашает на мастер-классы икэбаны школы Согэцу, где все желающие смогут попробовать свои силы в этом искусстве.
Можно захватить с собой любимые вазы, садовые секаторы или ножницы, Показать полностью… чтобы сделать свою собственную композицию. Растительный материал будет предоставлен Главным ботаническим садом и преподавателями икэбаны, которые проведут мастер-классы.
Школа Согэцу — современное и самое креативное направление в сегодняшней икэбане, имеет тысячи поклонников и последователей во всем мире. Согэцу позволяет смело работать с любым материалом, поощряет новшества и нестандартный подход в творчестве.
Мастер-классы проводят члены международной Ассоциации преподавателей школы Согэцу и Правления Московского филиала Согэцу: Фатеева Наталья, Рогачева Елена, Куулар Урана, Замрий Светлана. Желающие смогут записаться на уроки икэбаны.
Для участия в мероприятии достаточно приобрести входной билет в Японский сад.
Информация и фото из официальной группы Японского сада на фейсбуке. https://www.facebook.com/japanesegardengbs/photos/pcb..

Японский сад – базовые элементы стилистики

Японский сад

Традиционные японские ландшафтные сады предназначены для мирного, сосредоточенного созерцания красоты природы. Идеей они в значительной степени опираются на буддийскую, даосскую и даже синтоистскую философии. Задача японского сада – стать духовным убежищем. Основной акцент восточного сада – природа. Элементы в японском саду символизируют или даже имитируют природные стихии. Таким образом, правильные геометрические формы и элементы из искусственных материалов не присущи японскому ландшафтному дизайну. Естественность и гармония японского сада способствуют созерцанию.

Японский ландшафтный сад отличается простотой. В дизайне японского сада используется всего четыре основных элемента:

При выборе и организации этих элементов в гармоничном пространстве японского сада, не забывайте основные принципы:

асимметрия, перетекание, натуральность, баланс и символизм.

Японский сад

Правила создания сада в японском стиле.

  • Выбирайте простые природные материалы – гравий, камень, бетон.
  • Смягчайте острые углы. Избегайте прямых линий.
  • Выбирайте правильные растения, обратите внимание на вечнозеленые – различных размеров и текстур.
  • Камни в японском саду должны быть в изобилии.
  • Каменные фонари и дождевые цепочки – неотъемлемый декор восточного сада.
  • В японском саду обязательно должно быть много воды.
  • Атмосфера должна быть спокойная, настраивающая на созерцание. Поэтому – никаких ярких кислотных цветов. Только природные оттенки!
  • В японском саду должен быть мост, ну или хотя бы стилизация под мост.

Это были базовые правила. Теперь обратимся к практике и рассмотрим пошаговую инструкцию создания японского сада, а точнее опишем реализацию различных элементов в духе японского ландшафтного дизайна.

Дорожки в японском саду.

Садовые дорожки – едва ли не первый элемент, на который Вы должны обратить внимание при планировании японского сада.Важно проложить простые и естественные дорожки. Используйте гравий или камень. Бетон также часто используется в качестве материала мощения в японских садах.

Японский сад

Главное, на что Вы должны обратить внимание:

  • Садовые дорожки не должны быть прямыми.
  • Они не должны выглядеть отдельным элементом, наоборот, дорожки должны сливаться с окружением.
  • Они не должны выглядеть новыми. Пусть кажется, что по этим дорожкам ходили давно и природа уже поглотила их.
  • Края дорожек не должны быть четко очерченными. Сделайте так, чтоб растения прикрывали края.

Хороший вариант – любой, в котором наблюдается баланс природы и человеческого труда.

Японский сад

Растения для японского сада.

Какие растения подходят для японского сада? Японские сады отличаются пышными вечнозелеными растениями и ярко цветущими цветами – особенно красных оттенков.

Японский сад

Азалия садовая – вечнозеленый цветущий куст с яркими цветами.

Японский сад

Черная сосна – сосна часто неправильной формы. Достигает 25 метров в высоту, родом из Японии

Японский сад

Папоротник – добавит вашему японскому саду более пышный вид

Японский сад

Хоста – теневыносливый многолетних, выращиваемый ради декоративной пестрой листвы.

Японский сад

Японский клен — небольшое дерево, становится ярко-красным осенью.

Японский сад

Мох – отличный вариант напочвенного покрова для японского сада, лучше всего растет во влажных, затененных местах.

Японский сад

Барбарис Тунберга – кустарник, достигающий 2 метров, с красными побегами.

Японский сад

Аир злаковый – растение, растущее в форме пышной копны.

Японский сад камней.

Поговорим о том, где и как нужно размещать камни в японском саду.

Камни играют важную роль в японских садах. Согласно японской философии, скалы и камни олицетворяют силу и желание. В Японии размещение камней в саду считается духовным и художественным процессом. Форма камней должна быть естественной. Размер камней в одной композиции должен отличаться – едва ли Вы видели два одинаковых лежащих рядом камня в природе.

Японский сад

Для создания атмосферы японского сада лучше подходят темные камни. Центральная композиция из камней должна быть опорной точкой, центром, якорем всего пространства. Количество камней в композиции должно быть нечетным. Чаще всего композиция состоит из трех камней, это количество символизирует Буддийскую троицу.

Декоративные элементы в японском саду

Поскольку основной акцент в дизайне японского традиционного сада ставится на природу, такие сады имеют минимальное количество декора. Но есть несколько ключевых декоративных аксессуаров, без которых невозможно воссоздать настроение японского сада.

Первый и самый важный декоративный элемент – это каменный фонарь. Фонари в саду часто размещаются набольших плоских камнях рядом с водой – прудом или фонтаном.

Японский сад

Уместными в японских садах будут и статуи из камня или состаренной бронзы. Часто статуи изображают религиозные фигуры, например, Будду. Однако, они также могут быть в виде животных или иметь абстрактную, но не геометрическую, форму.

Еще один распространенный аксессуар для декора японских садов – дождевые цепочки. Это замена для традиционных желобов водосточных труб, которые обеспечивают прекрасное стекание дождевой воды. Цепочки крепятся к существующим желобам. При помощи такого нехитрого приспособления собирается дождевая вода. Воду можно повторно использовать в Вашем саду.

Японский сад

К элементам декора сада в японском стиле также можно отнести разнообразные ветряные колокольчики или гонги.

Вода в японском саду.

Вода играет большую роль в дизайне японского сада. Она символизирует течение времени или используется в качестве средства физического и духовного очищения перед входом в дом.

Фонтан в японском саду – не фонтан в привычном нам смысле. Это скорее просто текущая вода. Такие фонтаны хорошо гармонируют с природой, ведь вместо рафинированного бассейна мы видим камни с неровными краями, на которые стекает вода. Японские фонтаны всегда очень просты — акцент делается непосредственно на текучести воды, а не на внешнем виде фонтана. Возле воды нужно посадить папоротники и другие вечнозеленые растения. Фонтан в саду в японском стиле – не элемент декора, а неотъемлемая часть ландшафта.

Японский сад
Если у вас есть возможность и пространство – организуйте ручей, пруд или водопад. Помните, Японский сад — подражание природе, поэтому для ручьев или прудов создают извилистые природные формы. Для придания естественности пруду используйте водные растения и декоративных рыб.

Японский сад

Не у всех, кто хочет создать сад в японском стиле, есть возможность использовать воду. В таком случае течение воды нужно имитировать при помощи волн на песке.

Японский сад

Ограда и забор в японском саду.

Чтобы стать настоящим оазисом японского спокойствия, Ваш сад должен быть закрыт и отделен от внешнего мира. Ограждение в саду имеет важное значение для создания спокойной среды, подходящей для созерцания. В качестве ограждения можно использовать заборы, каменные стены или ухоженные живые изгороди.

Бамбук — самый часто используемый материал в дизайне японского сада, потому что он и выглядит хорошо, и является природным материалом. Вы можете соорудить бамбуковый забор самостоятельно, либо установить уже готовые бамбуковые панели.

Вход в японский сад.

Вход в сад в японском стиле должен быть гостеприимным. Широкие ворота или просто промежуток в живой изгороди можно окружить горшками с деревьями бонсай. Ворота являются доминирующей чертой японских садов. Ворота тории особенно популярны в Японии. Первоначально эти ворота служили входом в синтоистские храмы. Ворота тории олицетворяют переход из обычного мира в сакральное пространство.

Японский сад

Места для отдыха в японском саду.

В традиционном понимании, в японском саду не должно быть мест для отдыха. Это пространство, по которому нужно прогуливаться и предаваться созерцанию. Однако, можно устроить патио или беседку. Постарайтесь, чтобы место для отдыха не нарушало всеобщей гармонии.

При выборе садовой мебели, следуйте принципу простоты. Небольшие садовые скамьи не отвлекут от созерцания окружающей среды. Садовая скамейка из бамбука, тикового дерева или натурального камня гармонично впишется в ландшафт японского сада.

Если вы хотите оборудовать место для приема пищи на открытом воздухе – остановитесь на мебели в современном стиле с нечеткими линиями. Опять же, лучше остановить выбор на натуральных материалах. Цвет патио мебели должен быть как можно более незаметным. Обеденная зона может быть обозначена отличающимся мощением или отделена при помощи бамбуковых панелей.

Мостики и павильоны в японском саду.

Мост в японском саду не обязательно должен быть функциональным, то есть служить надземным переходом. Он может быть просто декоративным.

Крупные японские сады, как правило, содержат два элемента: мост и павильон. Если у вас есть достаточно пространства, вы можете рассмотреть возможность добавления одного или обоих этих элементов, чтобы ваш собственный сад полностью соответствовал японскому стилю.

Японский сад

Мосты в японском саду просты. Самый распространённый вид мостов –деревянный арочный мост. Второй возможный вариант – плоский зигзагообразный мост. Согласно древним поверьям, зигзагообразные мосты помогают удержать злых духов в страхе, потому что духи способны перемещаться только по прямой линии. Мосты имеют два символических значения. Во-первых, они символизируют жизненный путь. Во-вторых, они выступают переходом от мирского царства в духовное царство.

Павильон, или по-нашему беседка, может быть открытым или крытым. Как правило, павильоны строят из бамбука, но можно использовать любой тип древесины.

Японский сад

Мы с Вами обозначили основные элементы, на которые нужно обратить внимание при создании сада в японском стиле, теперь очередь Вашей фантазии и умения претворить в жизнь эту идею: создать японский сад своими руками.

Полезные статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *